Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Подобно этому и книгу «Феодальное общество» Блок не начинает с «эмбриологического» исследования генезиса феодальных отношений или с выяснения обстоятельств, их породивших. От описания «среды», в которой функционировали «связи зависимости человека от человека», т. е. обстановки, созданной нашествиями арабов, венгров и норманнов24, а также объективных и

20 Block M. Apologie pour 1'Histoire. P. 7.

21 Ibid. P. 8.

22 Блок. М. Характерные черты французской аграрной истории. M., 1957 С. 34—35.

23 Там же. С. 32.

и Обратим внимание: не более ранними нашествиями германцев, покончивших с Римской империей и заложивших основу новой демографической

199

субъективных условий жизни средневекового общества он непосредственно переходит к анализу сложившейся феодальной системы, как он ее истолковывает, — системы вассалитета и фьефов. Изучение фьефа, рыцарского держания, с момента его возникновения—невозможно; сперва нужно рассмотреть его в эпоху развитого феодализма, ибо «вы не можете изучать эмбриологию, если не знаете взрослого животного» 25.

Однако, если Блок приступает к исследованию не с истоков, а с классической формы, которую приобретает определенный феодальный институт, то это не означает, что он вообще не интересуется его происхождением. Но он обращается к проблеме генезиса лишь тогда, когда чувствует себя достаточно для этого вооруженным знанием существа этого института.

Задолго до Блока был сформулирован научный принцип: для того чтобы понять сущность социально-исторического явления, необходимо исследовать его на той стадии развития, на которой с максимальной полнотой развернулись его основные признаки. Плодотворность этого принципа была продемонстрирована в «Капитале» при анализе капиталистического способа производства. Блок применил к исследованию общественного строя средневековья именно такой подход, и при обсуждении темы «Блок и марксизм» 26 необходимо учитывать, помимо конкретных его высказываний, применяемый им метод исследования социальных и экономических отношений. Вот не лишенное интереса свидетельство: как пишет один из наиболее авторитетных современных французских медиевистов, «молодые историки после 1945 г., внимательные читатели „Капитала", без колебаний или почти без них, приняли все методологические рекомендации Марка Блока»27. Не показательно ли в этом отношении и то, что в Англии плодотворность подходов школы Блока к проблемам истории марксисты (X. Хилл, Р. Хилтон, Э. Хобсбоум и другие) осознали скорее, нежели историки иных философских ориентации?

Итак, объяснение природы социального организма заключается не в одних только поисках предшествующих состояний, но— прежде всего—в изучении его в той фазе, когда в наибольшей степени раскрываются содержащиеся в нем возможности. Исторической науке пришлось пройти длительный и мучительный путь, пока она усвоила эту истину. Правда, следует признать, что и ныне проблема сочетания этих двух подходов, которые можно обозна-

карты Европы, а именно последним натиском варварской периферии на очаги раннесредневековой цивилизации в VIII—XI вв.

23 Cambridge Economic History of Europe. Cambridge, 1941. Vol. 1. P. 224. 9 См. Афанасьев Ю. Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. M., 1980. С. 70 след.; Далш В. М. Историки Франции XIX—XX веков. М„

1981. С. 189 след.

27 Block M. Apologie pour 1'histoire ou Metier d'historien. Preface de Georges Duby. Paris, 1974. P 13.

200

чить как генетический и структурный, порождает немалые трудности я продолжает возбуждать ожесточенные споры в науке.

Одной из характерных сторон Блока-историка было то, что он мыслил историческими структурами: представляя себе социальное образование в его целостности, на зрелой стадии развития, он вместе с тем стремился увидеть его в широких генетических связях. Специально изученное Блоком феодальное общество IX— XIII вв. было поставлено им в историческую перспективу, включавшую позднюю античность, с одной стороны, и новое время (вплоть до революции XVIII в.), с другой.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Подразумеваются два следующих высказывания благодеяние побуждает к благодарности
Как делать выбор между свидетельством отвергаемым
Какие вопросы задать
Создаваемых историками для изучения
Стоят ныне перед исторической наукой

сайт копирайтеров Евгений