Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

И все же Пауэлл оставил память о себе не как либерал, а как расист, выступавший за моноэтничность населения Британских островов. Эти взгляды принесли ему популярность, и в 1969 г. более 30% избирателей при социологическом опросе назвали Пауэлла возможным премьер-министром [47, 5—14].

Пауэлл не был демагогом, он конструировал шаг за шагом новую философию, приходя с помощью аргументов к логичным, а когда ему было нужно, и к абсурдным выводам. Окончив Кембридж, он увлекся германской философией, особенно Ницше. Затем в 25-летнем возрасте стал профессором греческого языка в Австралии, в 1939 г. вернулся в Англию, а после войны стал проповедовать модель немецкой экономики свободного рынка Эрхарда и Аденауэра [43, 111—112].

Либеральные взгляды Пауэлла были подхвачены министром здравоохранения и социального обеспечения в теневом кабинете консерваторов конца 60-х гг. К. Джозефом, ставшим впоследствии ближайшим сподвижником М. Тетчер.

Взгляды Пауэлла прижились среди актива местных организаций консервативной партии в избирательных округах, так называемых ассоциациях. Начиная с 1964 г. на ежегодных конференциях консерваторов ассоциации стали вносить проекты резолюций пауэлловского толка с активностью, которая не отмечалась у них прежде.

В центре взгляды Пауэлла пропагандировал «Клуб понедельника», возникший в 1961 г. и удваивавший число своих членов ежегодно, вплоть до того дня, когда в 1972 г., по настоянию премьер-министра Хита (консерватора), некоторые отделения клуба были закрыты из-за проникновения в них членов фашистской организации Национальный фронт.

Как было показано выше, реализация крайне правых взглядов, начатая Хитом после победы консерваторов в 1970 г., привела к резкому обострению обстановки в стране, и в 1973 г. правительство Хита вернулось к государственному регулированию в сфере экономических, социальных и трудовых отношений.

Пауэлл перед выборами в феврале 1974 г. объявил, что в знак протеста против политики Хита и отступничества премьера от линии, выработанной в 1970 г., он будет голосовать за лейбористов. Это было кончиной политической карьеры Пауэлла.

Доля голосов, поданных за консерваторов на выборах в октябре 1974 г., была самой низкой за всю историю партии тори. Показательно, что в 1974 г. консерваторы столкнулись с трудностями в сборе пожертвований на расходы партии, а после октябрьских выборов 1974 г. пожертвования вообще прекратились. Нужна была новая стратегия.

Директор строительной фирмы «Бовис» К. Джозеф в 1974 г. основал Центр политических исследований, который стал параллельной организацией исследовательскому отделу консервативной партии, но Центр распространял только неоконсервативные идеи среди партийных активистов.

Еще в 1968 г. М. Тетчер выступила на конференции консервативной партии с докладом, в котором утверждала, что целью правительства должно стать обеспечение условий для конкуренции, регулирования денежного обращения и спроса, но только в феврале 1975 г. она была избрана лидером консервативной партии. Оригинальных идей у она не было, она пользовалась чужими, но в настойчивости по пропаганде своего мировоззрения ей не было равных.

В разработке идей экономического либерализма активное участие принимал, кроме двух названных выше организаций, Институт экономических проблем, и к концу 70-х гг. его сотрудниками и под его эгидой было опубликовано около 250 работ. Идеи черпались из работ нобелевских лауреатов по экономике 1974 и 1976 гг. австрийца Ф. Хайека и американца М. Фридмена.

С середины 70-х гг. консервативная партия отвергает кейнсианство и избирает монетаризм, который оставляет государству только контроль за денежной массой, борьбу с инфляцией, сокращение государственных расходов и налогов. Старые консерваторы с конца XIX в. считались партией общества, а не рынка, партией, использовавшей протекционизм, патернализм, а неоконсерваторы, сделав резкий поворот, стали партией laissez fair. Неоконсерватизм выступал как антикризисная доктрина, причем глубина и необычность кризиса общественного развития, как утверждалось, определяли необычность и радикальность мер. Неоконсерватизм подавался под лозунгом «нет альтернативы».

В 1975 г. через шесть месяцев после прихода М. Тетчер к руководству партией тори была создана Торийская группа реформ, противостоявшая идеям неоконсерватизма внутри партии консерваторов. Торийская группа выдвинула лозунг народовластия, означавший, в частности, участие рабочих в управлении производством и в прибылях. Это была внутрипартийная оппозиция, и до 1978 г. она подвергалась резкой критике, но затем в эту группу вошли новые активные члены, она выросла через год до тысячи человек и имела 12 отделений преимущественно в университетских городах.

Главное препятствие реализации своих планов неоконсерваторы видели в тред-юнионах, но отдавали себе отчет в их силе и помнили поражение, которое нанесли профсоюзы правительству Хита. Поэтому все начиналось с лозунга «прикладывать усилия для взаимопонимания с профсоюзами», выдвинуто в 1976 г. Членов консервативной партии стали направлять в профсоюзы. Инструментом для широкого проникновения в профсоюзы стала организация консерваторов-тред-юнионистов (КТЮ), созданная в конце 40-х гг. и оказавшаяся к середине 70-х никому не нужной. Тетчер руководила возрождением КТЮ. Число групп КТЮ быстро достигло 200, а в 1978 г. КТЮ имела 270 отделений и семь штатных сотрудников. Тори-членам тред-юнионов вменялось в обязанность добиваться в профсоюзах максимальных выгод по важнейшим проблемам, каковыми являются условия труда, зарплата, продолжительность рабочей недели, отпуска и т. д. Проводилось обучение консерваторов, посланных в профсоюзы, по широкому кругу вопросов. Стали проводиться ежегодные конференции КТЮ, собиравшие до полутора тысяч делегатов; Тетчер ежегодно принимала участие в их работе и выступала с речами. И все же КТЮ тяготела к Торийской группе реформ, а не к неоконсерваторам [39, 16—53].

Политика правительства лейбористов вызвала множество забастовок «тревожной зимой» 1978/1979 гг. Тетчер и ее единомышленники организовали кампанию, в которой обличали «злоупотребления профсоюзов своей властью». Это была не только подготовка к будущим сражениям с профсоюзами, но главным образом попытка повлиять на избирателей перед выборами в парламент. В начале 1979 г. позитивная и негативная оценки профсоюзов, судя по опросам общественного мнения, высказывались британцами одинаково часто, а в 1954 г., например, каждые шестеро позитивно оценивали профсоюзы и только один — отрицательно.

3 мая 1979 г. на парламентских выборах консерваторы получили 43,9% голосов, лейбористы — 39,2%. Оба показателя были самыми низкими для консерваторов за все послевоенные годы, когда они приходили к власти, для лейбористов же — за все годы с 1931 г. Консерваторы победили благодаря приливу голосов работников физического труда. «Белые воротнички» голосовали за консерваторов даже меньше, чем прежде, хотя в основном они голосовали именно за консерваторов.

Экономическая политика правительства Тетчер привела к резкому росту безработицы. В мае 1979 г. безработных было 1,3 млн человек, осенью 1981 г. — почти 3 млн, а в 1983 г. — в среднем за год 3,1 млн человек (13% всех занятых) [47, 73—91]. К марту 1984 г. безработица достигла 3 142 775 человек по официальной статистике, не учитывавшей, например, женщин, у которых были работавшие мужья, выпускников школ и т. п. Учет всех категорий безработных приводил к цифре 4—4,5 млн в 1983 г. Реструктурирование промышленности привело к крупным сокращениям в металлургии, текстильной промышленности в строительстве и на транспорте, причем безработица охватила не только производственный сектор, но и торговый, а также конторских служащих. 40% всех зарегистрированных безработных были люди моложе 25 лет. Безработица среди женщин в 1983 г. почти удвоилась относительно мая 1979 г.

Зарплата росла, например, с 1984 по 1986 г. — по 7,5% в год. И одновременно сокращались расходы помощи безработным.

Если в начале 1979 г. расходы на образование превосходили расходы на оборону, то в 1983 г. на оборону тратилось на 33% больше, чем на образование, причем в реальном выражении расходы на образование сократились на 6%. Профессиональное обучение в 1982—1983 гг. сократилось до 60% от уровня 1979—1980 гг., а число учеников в школах уменьшилось на 800 тыс. человек. И это при том, что 66% рабочих Британии не имели профессиональной подготовки, тогда как в ФРГ только 21% рабочих профессионально не были подготовлены [48, 118].

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

6 голосов избирателей
Образование в португалии при короле жуане iii
Рабочий попадал на 3 месяца в тюрьму
Королевская власть во франции была чрезвычайно слабой
81 шахтеров тайным голосованием поддержали решение тред юниона объявить забастовку

сайт копирайтеров Евгений