Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Население Англии второй половины XVI в., даже церковнослужители, жили в обстановке, когда религия время от времени менялась — то католическая, то английская, то протестантская. Религия полностью подчинялась практическим задачам, которые вытекали из решений королевской власти и судов. Практицизм и предпринимательство, традиционная народная культура североморского типа определяли духовный мир англичан [14, 196], но все перемены религий были следствием борьбы аристократической феодальной и североморской культур.

Еще более важным обстоятельством был тот факт, что английское духовенство не было едино в своих воззрениях на Евангелие и церковные обряды. Здесь не было четко выраженной оппозиции, но существовал широкий спектр убеждений, антиортодоксальный край которого подвергал сомнению нужность церковной обрядности католицизма, отвергал неразборчивость в средствах при добывании денег, например, при торговле индульгенциями и т. п. Все это давало светским лицам основания для суждения о церкви как институте и подводило англичан к восстанию против засилья церкви в мирских делах.

На умы образованных англичан повлияло гуманистическое учение Эразма Роттердамского, неоднократно бывавшего в Англии и прожившего три года в Кембридже. Эразмусианизм не был ересью, как таковой, он не был монолитным учением и был направлен против лютеранства, но в Англии он расчистил дорогу для восприятия идей Лютера в среде влиятельных интеллектуалов. Во-первых, эразмусианизм, как и протестантство, обращался к истокам религии, а во-вторых, требуя очищения церкви от скверны, он дискредитировал католическую ортодоксальность [1, 148—151].

При Марии Тюдор (1553—1558) началась феодально-католическая реакция: был восстановлен католицизм, достигнуто примирение с Папой Римским, протестантских богословов и церковников стали сжигать на кострах (всего было уничтожено 300 протестантских лидеров). Однако бывшие земли и имущество церкви так и остались в руках буржуазии. В Англии ни у кого не было иллюзий в отношении вопросов реальной и представительной власти — первая была в руках землевладельцев и финансовых кругов, а вторая оставалась за королевой.

Сближение с Римом неизбежно повлекло за собой и сближение с Испанией, вплоть до брака Марии Тюдор с королем Испании Филиппом. Это нарушало планы и интересы купцов, а также делало нестабильным владение бывшей церковной землей новой знатью, джентри и другими истинными хозяевами Англии. Назревал конфликт между монархией и буржуазией, который был предотвращен смертью Марии Тюдор. Елизавета I (1558—1603) сразу после коронации еще раз изменила все английское церковное устройство: восстановила английскую церковь, сохранив ее католические основы. Стремясь пресечь любые попытки республиканизации Англии с помощью протестантизма, Елизавета и ее правительство отвергали выборы пасторов и церковных старейшин верующими и другие проявления кальвинизма. С 1560 г. последовательных протестантов стали называть пуританами, к их числу относились наиболее образованные и влиятельные представители духовенства, буржуазия. Часть пуритан стремилась все-таки, несмотря на гонения, к созданию такой церковной организации, в которой главную роль играли бы не епископы, подчиненные королю, а пресвитеры (церковные старейшины, избранные из наиболее богатых и влиятельных членов общины). Их называли пресвитерианами. Но и у них было крайнее течение, индепендентов, члены которого требовали полного разрыва с англиканской церковью и полной независимости общин верующих. В этом проявилось стремление буржуазии выйти из-под опеки монархии [1, 161—164].

Надо признать, что английская Реформация сильно отличалась от континентальной и имела свои корни. Влияние Лютера пришло в Англию рано, но было очень ограниченным. Публикации Лютера стали поступать в 1520—1521 гг. Его идеи увлекли некоторых молодых университетских работников в Кембридже, они стали собираться в таверне «Белая лошадь», и из их числа впоследствии вышел ряд реформаторов.

Теперь ясно, что лоллардизм помог пустить корни новой гетеродоксии за пределами академических кругов. Кроме того, протестантская Реформация с самого начала получила поддержку тех ремесленников и фермеров, которые тайно после работы читали спрятанные от кюре и архидиаконов трактаты Уиклифа и Библию в его переводе. Лоллардизм и лютеранство идейно имели много общего, поэтому с момента появления лютеранского учения усилились гонения на последователей лоллардизма в Англии: в 1521 г. вновь участились сожжения на кострах и другие преследования [21, 74]. Впрочем, правительство преследовало пуритан всех оттенков. Оно видело в пуританизме большую опасность для монархии, и в 1593 г. был принят статут, по которому пуритане подлежали смертной казне, однако к тому моменту пуританизм уже стал духовной опорой нараставшей буржуазной оппозиции.

Реформация церкви была социальной, а не только религиозной или политической революцией. Джентри, юристы, купцы и йомены тянулись к протестантизму, отражавшему их интересы, их многовековую культуру. Протестантское учение освящало религией деловую жизнь. Протестантским идеалом была религия домашнего очага. Протестантизм идеализировал труд, посвящая Богу свои дела в торговле и в сельском хозяйстве [13, 124].

Во многих частях Европы первая волна протестантизма откатилась. Протестантизм изначально закрепился только в Северной и Центральной Германии, в Скандинавии, частично в Швейцарии и в независимом городе Женеве. Но вскоре вторая волна протестантизма захлестнула Европу. Обращение в протестантизм и секуляризация в Англии окончательно победили после пуританского мятежа и революции вигов-ториев [14, 118—124].

Католики подвергались еще большим преследованиям, чем протестанты на всем протяжении царствования Елизаветы. Развитие событий вело к войне с Испанией за рынки, и католики рассматривались как пятая колонна в Англии. Иезуитов четвертовывали живыми на эшафотах [14, 161]. Война с Испанией началась в 1585 г. — в Нидерланды, восставшие против испанского владычества, были посланы английские войска. В конце мая 1588 г. испанская армада, состоявшая из 134 кораблей с командой 8766 моряков и 2088 галерных рабов, вышла к берегам Англии с 21 855 солдатами на борту. Последние были нужны для традиционной со времен Древней Греции и Рима войны на море — абордажного боя. На кораблях располагались 300 монахов, священников и инквизиторов, которые должны были обратить англичан в католицизм.

Англия была не готова к войне. В 1587 г. был плохой урожай, цены на хлеб были высокие, купечество терпело убытки от войны с Испанией, иностранные банкиры в силу неопределенности ситуации отказали в займах английской королеве. Английский военно-морской флот состоял из 34 кораблей с общей численностью моряков чуть более 6 тыс. человек. Казалось бы, положение Англии было критическим, однако английская буржуазия превратила оборону Англии в общенациональное дело, снарядив и послав на государственную службу более ста кораблей. Моряки порой голодали, но упорно готовились к защите своего отечества.

Разгром армады предрешили военная техника и новая тактика морского боя: англичане в то время перестали строить высокие неповоротливые корабли, удобные для абордажного боя, и стали создавать низкие, маневренные суда, выполнявшие роль плавучих артиллерийских батарей, которые расстреливали испанские суда из пушек. Опешившее от неожиданного течения боя испанское командование не рискнуло укрыться от разразившейся бури в гавани, в которую отошел английский флот. Буря докончила разгром армады. Только 34 корабля добрались до Испании. Это было концом испанского и началом английского господства на море [1, 165—167].

Техническое и военно-тактическое превосходство — это специфические области культуры, не имеющие прямого отношения к историческому процессу формирования общественных отношений. Но и то и другое есть прямое следствие индивидуальной предприимчивости, характерной для североморской культуры, т. е. того качества, которое было слабо представлено в культуре феодального испанского общества, культуре, гораздо более близкой к португальской, чем к английской.

Война с Испанией завершилась в 1605 г. полным поражением феодальной Испании. Частный интерес английской буржуазии и купечества к разделу испанских владений удесятерял силы англичан. Феодальные стимулы испанцев не могли противостоять частному интересу англичан.

Анализируя причины успехов Англии в международных делах, следует прежде всего отметить тот факт, что в Англии в XVI в. устанавливалась власть землевладельцев-предпринимателей вместо феодальной знати и духовенства Средневековья, причем капитализм начинался с вложения капиталов в земледелие и куплю-продажу земли. В XVI в. общество переходило от системы широкого распределения земли среди крестьян при низкой ренте, установившейся во время недостатка рабочих рук в XIV и XV вв., к постепенному отмиранию крестьянских держаний и к их превращению в большие капиталистические фермы с высокой арендой платой. Это означало сокращение натурального хозяйства и расширение производства для рынка.

Английское общество зиждилось не на равенстве, а на свободе ловить удачу. Вторая половина XVI в. была великим веком для джентри. После самоистребления родовой знати в Войне Алой и Белой розы джентри стали не только богатым и независимым, но и влиятельным слоем населения Англии. Они теперь управляли графствами, были судьями, став частью общего механизма деятельного общества. В число джентри вовлекались купцы, юристы, йомены и др., но из их семей младшие сыновья устремлялись встречным потоком. Разрыва между городом и деревней из-за постоянного взаимообмена наиболее деятельными людьми не было. Отличительной чертой джентри был обычай отсылать из господского дома младших сыновей искать счастья, обычно в города в качестве учеников у купцов, ремесленников. Старший сын наследовал землю и большую часть денег, а младшие зарабатывали деньги торговлей, юриспруденцией и т. д., но не пристраивались к королевскому двору или к духовенству, как в Португалии. Они несли культуру высшего слоя общества в низы и усваивали их культуру, будучи в ученической среде. Этот процесс стал одной из причин победы североморской культуры английских низов над феодальной культурой французских верхов.

Различия капиталистической и феодальной культур сказывались даже на море: английский джентльмен-валонтер был обязан тянуть канат вместе с командой, тогда как испанский аристократ не расставался со своим высокородным чванством даже при спасении своего гибнущего корабля.

В XVI в. сделался многочисленнее и богаче слой йоменов, который охватывал фригольдеров, фермеров капиталистического толка, арендовавших землю и сдававших их в субаренду, и крестьян, трудившихся на арендованных участках с фиксированной на длительный срок рентой.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Был избран в парламент
Каждый свободный фриз имеет определенное количество собственности в своей власти для
Теперь парламент сплошь
Торговать скотом можно было только в городе
История англии в средние века культуры истории

сайт копирайтеров Евгений