Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Почему греки стали обнажаться на войне, можно строить лишь предположения. Поскольку позднегеометрические вазы датируются несколько более ранним периодом, чем 720 г. до н. э., когда эллины стали обнажаться на олимпийских играх, то первоначальное появление наготы на войне, скорее всего, не было вызвано влиянием спорта. Кроме того, для распространения этого обычая из спортивной в военную сферу потребовалось бы некоторое время. Следовательно, опираясь

на доводы Л. Бонфент, можно предположить, что изначально нагота у архаических греческих воинов носила ритуальный апотропический характер,76 как, например, у кельтов, которые обнажались лишь для боя (Liv. XXXVIII,21,9). Нагота в подобном "героическом обществе" должна была показать, что воин уверен в себе и презирает смерть (Polyb. II, 28, 8; Diod., V, 29, 1-2). Поэтому он готов вернуться в то же состояние, в котором появился на свет. Может быть, подобный смысл первоначально имела и нагота греческих воинов. Позднее, вместе со складыванием полисной идеологии и, в частности, идеала калокагатии, основным мотивом обнажения воинов стала, судя по всему, гордость своим телом (Lucian. Anach. 36). Очевидно, при этом психологический фактор также должен был сыграть свою роль во время войны греков с азиатами-персами. У последних обнажение считалось позорным (Hdt. I, 10; Plat. Symp. 182b; ср.: Thuc. I, 6, 5; Schol. ad Thuc. I, 6, 5). Греки же презирали варваров, которые не занимались голыми физическими упражнениями и поэтому имели незакаленные тела (Xen. Ages. 1, 28). Таким образом, обнаженные греческие гоплиты уверенностью в себе могли вселять страх в противников-азиатов. Все это, по-видимому, также способствовало определенному распространению наготы среди эллинских гоплитов в V-IV вв. до н. э.

Итак, мы помним, что герои Гомера сражаются одетыми. Однако, очевидно, это стыдливая ионийская традиция. В определенных же ситуациях обыденной жизни мужчины могли быть совсем голыми. Например, во время работы в поле. Также и дети могли играть, будучи без одежды. Однако подобная традиция детской наготы имелась у многих народов.77 Другая оригинальная традиция обнажения существовала у архаичных греческих этносов, где была особая суровая система воспитания мальчиков - будущих воинов, входящих затем в мужские союзы. Тут сызмальства мужской пол привык к обнаженному или полуобнаженному состоянию. Именно у этих этносов (критян, спартанцев) следует искать начало традиции обнажения. Кроме того, нельзя не учитывать и религиозный фактор в происхождении греческой наготы. Определенный толчок к распространению обнажения у греков связан, очевидно, с запретом носить набедренные повязки на панэллинских олимпийских играх (720 г. до н. э.). В архаический период в полисах распространяется институт гимнасия, в котором тренировались и состязались обнаженные атлеты. В эту эпоху складывается

и идеал калокагатии. О данном идеале нам говорят многочисленные статуи куросов VII-VI вв. до н. э. Эллины гордятся своим телом, его красотой. Это, в свою очередь, приводит к смещению сексуальных акцентов у мужчин с гетеро- на гомосексуальный. Изменение сексуальной ориентации появляется в дорийских общинах, где мужское население было включено в мужские союзы и, соответственно, оторвано от дома и семьи (Крит, Спарта). Данный процесс естественным образом приводит к созданию определенных воинских подразделений, состоящих из любовников: любимый и любящий стремятся встать рядом в строю, чтобы защищать и помогать друг другу. Нельзя исключить и того, что обнажение происходило, в первую очередь, именно в этих отрядах, чтобы дать возможность влюбленному любоваться телом любимого и тем самым вдохновляться на борьбу. Распространению наготы среди воинов способствовало и еще одно обстоятельство. По мере складывания идеала калокагатии эллины стали наделять своих богов, которым они приписывали человеческие черты, прекрасным телом. Соответственно, необожителей и героев изображали обнаженными. Эллины же стремились подражать героям и в поступках, и в облике, отсюда также могла возникнуть тенденция сражаться обнаженными. Возможно, некоторой консервации данного обычая способствовал и психологический фактор: война с азиатами-персами, не имевшими традиции обнажать тело. Последних можно было устрашить подобным презрением к боли, ранам и, естественно, к противнику. Кроме того, обнажение в бою, как и на охоте, могло в то время рассматриваться с точки зрения агона: бой - это состязание особого рода, в котором участвуют обнаженные атлеты-воины.78

Достаточно сложно, опираясь на изображения, решить, насколько был распространен обычай сражаться голыми у эллинов, ведь не всегда можно разграничить героические и обыденные сюжеты. Кроме того, надо учитывать и художественную специфику изображений. Можно колебаться, была ли нагота на позднегеометрических вазах реальностью или же это была своеобразная героизация персонажей.79 Однако вспомним, что греческая вазопись, изображая даже мифологические сцены, представляла в основном современные художнику реалии. Об этом же нам, очевидно, говорят и бронзовые фигурки обнаженных архаических воинов. Как представляется, уже во второй половине VIII в. до н. э., когда у гоплитов, в основном, не было панциря,

обнажение было достаточно распространено. Это было связано с религиозными и апотропическими представлениями о наготе: с показом своей готовности сражаться, презирать ранения и даже смерть. Несколько меньше воинов без одежды мы обнаруживаем на вазописи в следующем столетии, при этом бойцы обычно снаряжены коринфским шлемом и бронзовой колоколовидной кирасой. Также редко гоплиты сражались без одеяния и в VI в. до н. э. Аристократический агональный этос, становление гимнасия как института, распространение гомосексуальности - все это способствует распространению мужской наготы в различные сферы жизни древнегреческого общества. Нагота переходит из чисто религиозной в гражданскую сферу жизни эллинов. В классический период в связи с широким распространением идеалов калокагатии обнажение расцвело. По мере отказа гоплитов от доспехов во второй половине V в. до н. э., воин оставался нагим, прикрываясь лишь шлемом, щитом, иногда еще и поножами. Впрочем, вероятно, и в этот период большинство воинов все же сражались одетыми. В период эллинизма данная традиция, судя по всему, стала угасать. На рубеже IV-III вв. до н. э. определенная часть эллинских воинов еще могла сражаться обнаженными. Среди македонян, очевидно, этот обычай усвоила лишь знатная молодежь. Позднее традиция сражаться нагими исчезает. Этому способствовало восточное влияние на греков в период эллинистического синтеза культур. Если, согласно официальной идеологии, богов, героев и правителей еще продолжали изображать обнаженными, то на бытовом уровне нагота, за исключением гимнасиев в эллинистических полисах, уже, по-видимому, не была распространена. Совершенно ясно, что римляне, с их отрицательным отношением к наготе, как к пороку, завоевав греческую ойкумену, способствовали окончательному исчезновению данного обычая.

Примечания

1 Н. Кроутер считает данное сообщение простым мифом (Crowther N. B. Athletic Dress and Nudity in Greek Athletics // Eranos. Vol. 80. 1982. P. 164).
2 Moretti L. Olympionikai, i vincitori negli antichi agoni olimpici (Atti della Accademia nazionale dei Lincei. Classe di scienze morali, storiche e filologiche. Ser. 8. Vol. 8. Fasc. 2). Roma, 1957. P. 61-62. № 16; Arieti J. Nudity in Greek Athletics // The Classical World. Vol. 68. 1975. № 7 (1380). P. 431; Crowther N. B. Athletic Dress... P. 165; McDonnell M. The Introduction of Athletic Nudity: Thucydides, Plato, and the Vases // JHS. Vol. 101. 1991. P. 183, n. 3.
3 Данное выражение у Фукидида может означать временной отрезок в 20-70 лет, т.е. период не ранее 510 г. до н. э. (McDonnell M. The Introduction... P. 189, n. 40).
4 Muller W. A. Nacktheit und EntblцЯung in der altorientalischen und дlteren griechischen Kunst. Inaugural-Dissertation. Borna - Leipzig, 1906. S. 94; pro: Poliakoff M. B. Combat Sports in the Ancient World: Competition, Violence, and Culture (Sport and History Series). New Haven; London, 1987. P. 165-166, n. 12; ср.: Лихт Г. Сексуальная жизнь в древней Греции / Пер. с англ. В. В. Федорин. М., 1995. С. 76 (об азиатском влиянии).
5 Crowther N. B. Athletic Dress... P. 163, 167.
6 Delorme J. Gymnasion. Йtude sur les monuments consacrйs а l'йducation en Grиce (des origines а l'Empire roman). Paris, 1960. P. 21, n. 2.
7 Crowther N. B. Athletic Dress... P. 167; McDonnell M. The Introduction... P. 190-193.
8 Gardiner N. E. Greek Athletic Sports and Festivals. London, 1910. P. 48.
9 Howland R. L. [Rec. in] Weiner I. Der Sport bei den Vцlkern der alten Welt. Darmstadt, 1983 // JHS. Vol. 103. 1983. P. 198.
10 Bonfante L. Nudity as a Costume in Classical Art // AJA. Vol. 93. 1989. № 4. P. 557.
11 McDonnell M. The Introduction... P. 184.
12 McDonnell M. The Introduction... P. 188-189, n. 39. Л. Бонфент полагает, что первые вазы изготовлялись аттическими мастерами на экспорт в Этрурию и, следовательно, они были сделаны в соответствии с италийским обычаем состязаться в набедренной повязке (Bonfante L. Nudity... P. 564-565).
13 Bonfante L. Nudity... P. 553, 557.
14 См.: Arieti J. Nudity... P. 433; Crowther N. B. Athletic Dress... P. 168 (нагота отделяла эллинов от варваров).
15 Дискуссию см.: Arieti J. Nudity... P. 433-434; Crowther N. B. Athletic Dress... P. 168; Bonfante L. Nudity... P. 558.
16 Bonfante L. Nudity... P. 549-553.
17 Kyle D. G. Athletics in Ancient Athens (Mnemosyne. Suppl. 95). Leiden, 1987. P. 64, 66.
18 Delorme J. Gymnasion. P. 19-20; pro: Poliakoff M. B. Combat Sports... P. 12, 178, n. 48.
19 Delorme J. Gymnasion. P. 22, n. 6.
20 Fougиres G. Gymnasium // DAGL. Vol. II. Pt. 2 (1896). P. 1684-1685; pro: Kyle D. G. Athletics... P. 66.
21 На мой взгляд, менее обоснованно мнение о том, что специальные здания для занятий спортом появились у дорийцев уже в VII в. до н. э. (Oehler J. Gymnasium // RE. HbBd 14 (1912). Sp. 2008; Бондарь Л. Д. Гимнасиархия в Афинах // Античный мир: проблемы истории и культуры. Сб. ст. к 65-летию со дня рождения проф. Э. Д. Фролова. СПб., 1998. С. 148).
22 Gardiner N. E. Greek Athletic Sports... P. 86; pro: Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. Изд. 2-е. М., 1988. С. 69.
23 Ср.: Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. 104.
24 Bonfante L. Nudity... P. 550-553.
25 Ж. Делорм связывает распространение гимнасиев у греков в VI в. до н. э. со становлением фаланговой тактики: в гимнасиях граждане проходили военное обучение (Delorme J. Gymnasion. P. 26; pro: Detienne M. La phalange: problиmes et controverses // Problиmes de la guerre en Grиce ancienne / Sous la direction de J.-P. Vernant. Paris, 1985. P. 123).
26 Bonfante L. Nudity... P. 569.
27 Dover K.J. Greek Homosexuality. Cambridge (Massachusetts), 1978. P. 1, 198.
28 Delorme J. Gymnasion. P. 20; Dover K. J. Greek Homosexuality. P. 54; McDonnell M. The Introduction... P. 191.
29 Лихт Г. Сексуальная жизнь... С. 305-306; Dover K. J. Greek Homosexuality. P. 186.
30 О происхождении греческой мужской гомосексуальности от обряда инициации см.: Bonfante L. Nudity... P. 551 (со ссылкой на недоступную мне монографию: Sergent B. L'homosexualitй initiatique dans l'Europe ancienne. Paris, 1986. P. 52-73).
31 Dover K. J. Greek Homosexuality. P. 185-186.
32 Dugas L. L'amitiй antique d'aprиs les moeurs populaires et les thйories des philosophes. Paris, 1894. P. 84, 86; Marrou H.-I. Histoire de l'йducation dans l'Antiquitй. Paris, 19652. P. 63; Dover K. J. Greek Homosexuality. P. 192, 201-202. У кельтов, которые также сражались обнаженными, также были распространены гомосексуальные отношения (Aristot. Pol. I, 6, 6 = 1269b; Diod. V, 32, 7; Athen. XIII, 603a). Возможно, между этими двумя явлениями также существовала взаимосвязь.
33 Лихт Г. Сексуальная жизнь... С. 296-301; Dugas L. L'amitiй antique... P. 95-96; Marrou H.-I. Histoire de l'йducation... P. 66; Hindley C. Eros and Military Command in Xenophon // CQ. Vol. 44. 1994. № 2. P. 347-348.
34 Dugas L. L'amitie antique... P. 96-98.
35 DeVoto J. The Theban Sacred Band // The Ancient World. Vol. 23. 1992. № 2. P. 3-7.
36 Anderson J. K. Military Theory and Practice in the Age of Xenophon. Berkeley; Los Angeles, 1970. P. 311, n. 35.
37 См.: Колпинский Ю.Д. Великое наследие... Илл. 297; Sekunda N.V. The Ancient Greeks (Elite Series 7). London, 1986. P. 21.
38 См.: Dover K. J. Greek Homosexuality. Ill. B470 (VI в. до н. э.); Beazley J. D. The Development of Attic Blake-Figure (Sather Classical Lectures. Vol. 24). 2nd ed. Berkeley; Los Angeles; London, 1986. Pl. 83.5.
39 Beazley J. D. The Development... Pl. 87.4.
40 Sturtevant E. H. GUMNOSand nudus // AJPh. Vol. 33. 1912. № 3. P. 327. См.: Колпинский Ю. Д. Великое наследие... Илл. 219, 279.
41 Bonfante L. Nudity... P. 554.
42 См., например: Горелик М. В. Оружие древнего Востока. М., 1993. С. 81.
43 Bonfante L. Nudity... P. 563; см. также: Couissin P. Les institutions militaires et navales. Paris, 1932. P. 7, 13.
44 Muller W. A. Nacktheit... S. 8; Pfister F. Nacktheit // RE. Bd XVI. HbBd 32 (1935). Sp. 1547.
45 Hanson V. D. The Western Way of War: Infantry Battle in Classic Greece. London, 1989. P. 192; ср.: Головин Н. Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. СПб., 1907. С. 148-157.
46 Muller W. A. Nacktheit... S. 10-11, 90-91, 172; Pfister F. Nacktheit. Sp. 1545; Bonfante L. Nudity... P. 549.
47 Davison J. M. Attic Geometric Workshops (Yale Classic Studies. Vol. 16). New Haven, 1961. Fig. 84.
48 Davison J. M. Attic Geometric Workshops. Figs. 3, 10c, 14, 15a-b, 21, 21, 25.
49 Brandenburg H. Mithra, Zoster und Zoma // Archaeologia Homerica. Bd I. Kap. E. Teil. 1. Gцttingen, 1977. S. 130. Taf. XIII; ср.: VI; XIIb; Sekunda N. V. The Ancient Greeks. P. 28.
50 Payne H. G. G. Protokorinthische Vasenmalerei (Bilder griechischer Vases. Hf. VII). Berlin, 1933. Taf. 29.
51 Muller W. A. Nacktheit... S. 132-137; см.: Helbig W. L'Epopee homerique expliquйe par les monuments / Trad. franзaise de Fl. Trawinski. Paris, 1894. Fig. 110; Ervin M. New Letter from Greece // AJA. Vol. 72. 1968. № 3. Pl. 94, fig. 37 (статуэтка из Додоны, VI в. до н. э.).
52 Ср.: Muller W. A. Nacktheit... S. 95-140.
53 Beazley J. D. The Development... Pls. 17.1, 28.1-2, 33.1, 47.1, 77.5.
54 Beazley J. D. The Development... Pls. 19.2, 28.1-2, 33.1, 34.2, 50.1, 51.1, 68.1-2.
55 Соответственно см.: Beazley J. D. The Development... Pls. 18.3, 19.2.
56 Подробнее об этом идеале см.: Marrou H.-I. Histoire de l'йducation... P. 83-86.
57 Подробнее об этом персонаже см.: Poliakoff M. B. Combat Sports... P. 117-119.
58 Д. Сенсоун считает, что спортивные состязания берут начало от охоты. См.: Bonfante L. Nudity... P. 553, n. 63 (со ссылкой на недоступную мне монографию: Sansone D. Greek Athletics and the Genesis of Sport. Berkeley, 1988. P. 107-115).
59 См.: Saglio E. Ephaptis // DAGR. T. II. Pt. 2 (1892). P. 620-621; Amelung. jEfaptiv" // RE. Bd V. HbBd 10 (1905). Sp. 2735.
60 Колпинский Ю. Д. Великое наследие... Илл. 126.
61 Winter F. Der Alexandersarkophag aus Sidon. Strassburg, 1912. Taf. 9, 12; Hammond N. G. L., Griffith G. T. A History of Macedonia. Vol. III. Oxford. P. 8-9, fig. 2; Древние цивилизации / Под. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989. С. 353.
62 Ducrey P. Guerre et guerriers dans Grиce antique. Fribourg, 1985. P. 38, 64, 280.
63 Sekunda N. V. The Ancient Greeks. P. 28.
64 История искусства зарубежных стран / Под ред. М. В. Доброклонского, А. П. Чубовой. М., 1979. Илл. 256-257; Колпинский Ю. Д. Великое наследие... Илл. 229-231, 336-337; Никулина Н. М. Искусство Ионии и Ахеменидского Ирана. М., 1994. Илл. 61, 63.
65 История искусства... Илл. 258; Колпинский Ю. Д. Великое наследие... Илл. 238-239.
66 Bonfante L. Nudity... P. 550.
67 Никулина Н. М. Искусство Ионии... Илл. 2-14.
68 Mellink M. J. Archaeology in Asia Minor // AJA. Vol. 76. 1972. № 2. Fig. 22-23.
69 Winter F. Der Alexandersarkophag... Taf. 3,5-6.
70 Sekunda N. V. The Ancient Greeks. P. 27-28.
71 Sekunda N. V. The Ancient Greeks. P. 31, 32, 45; см.: Pfuhl E. Malerei und Zeichnung der Griechen. Bd III. Mьnchen, 1923. Abb. 635.
72 См.: Pfuhl E. Malerei... Bd III. Abb. 633; Launey M. Recherches sur les armйes hellйnistiques. T. I. Paris, 1949. P. 159-160.
73 Подробнее об этом см.: Anderson J. K. Military Theory... P. 126-128, 141; Sekunda N. The Ancient Greeks. P. 13-14, 22; ср.: Snodgrass A. Arms and Armour of the Greeks. London, 1967. P. 110.
74 Sekunda N. V. The Persian Army 560-330 BC (Elite Series 42). London, 1992. P. 15.
75 Подробнее см.: Нефедкин А.К. Пурпур или нагота: о военном убранстве спартанцев // Античное общество-3. Тез. докл. науч. конфер. 22-23 марта 1999 г. СПб., 1999. С. 10-13.
76 Bonfante L. Nudity... P. 543-552, 558, 570; ср.: Muller W. A. Nacktheit... S. 90-91; Pfister F. Nacktheit. Sp. 1547.
77 См.: Muller W. A. Nacktheit... S. 54.
78 Ср.: Poliakoff M. B. Combat Sports... P. 104-115.
79 Ср.: Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции... С. 69.

Источник: Проблемы античной истории
Сборник научных статей к 70-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова.
Под редакцией д-ра ист. наук А.Ю. Дворниченко.
СПб., 2003. ISBN 5-288-03180-0

 <<<     ΛΛΛ   

Гимнасии распространились в греческом мире к середине vi в
Великое наследие

сайт копирайтеров Евгений