Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

И, наконец, четвертое: крайне редки украшения из цветного металла (серебра, даже бронзы). Его было мало. Может быть, отсутствие металлических украшений возмещалось другой традицией: скажем, традицией вышивать уборы, расшивать одежду цветными узорами (археологически это уловить очень трудно, плохо сохраняются такие вещи).

К этому ряду, который выстраивается по материалам археологии, можно добавить некоторые звенья, которые отмечали слависты-этнографы, начиная с немецкого философа XVIII века И. Гердера, и прежде всего среди них - музыкальность славян. 'Константинопольский хронист Феофилакт Симокатта оставил драгоценное для нас свидетельство о славянских послах, поразивших воображение византийцев тем, что без оружия прошли от берегов Прибалтики до Византии с гуслями через плечо. Речь идет о VI веке. Наверное, в культуре славян был особенно важен песенный, хоровой, музыкальный компонент, и он сохранился вопреки многочисленным переселениям, это то, что всегда носили с собой.

Материальная основа славянской культуры буквально сведена к минимуму (и в то же время ее достаточно для нормального жизненного обеспечения). Это одна из ее особенностей. При простоте компонентов понятны их универсальность, их распространенность. Всюду, куда приходили группы славян, пускай самые небольшие, этот скупой набор элементов они имели возможность сохранить. Отсюда же вытекает вторая, очень важная принципиальная особенность славянской культуры - ее открытость. Структуру из минимального числа элементов удобно наращивать новыми. В культуру пражского типа включаются те новшества, которые славяне обрели в Средней Европе в результате контактов и с греко-римским, германским, кельтским, и с сарматским, гуннским, аварским миром. Первое и основное из них - пашенное земледелие с использованием железных пахотных орудий. Оно становится общеславянским еще в эпоху культуры пражского типа.

Второе. Славяне едва ли не первыми из европейских земледельцев (это наблюдение И. Херманна) стали использовать лошадь как тягловое пахотное животное - очевидно, в результате взаимодействия с кочевниками. Все остальные земледельцы Европы пахали тогда на быках или на волах. В результате славяне могли быстро осваивать почвы лесной зоны:

использование лошади при пахоте втрое эффективнее!

Третье. У славян в культуре пражского типа очень важным культурным элементом была печь-каменка или глинобитный ее вариант. То и другое восходит к появившимся еще в германских культурах римского времени хлебным печам. Но если у германцев такие печи использовали именно для выпечки хлеба, дома же обогревали очагами, то у всех славян эта хлебная печка стала основным элементом жилища. Для нее не найти истоков в культуре лесной зоны, но она вошла в сложившуюся там структуру жилища органично и естественно.

В дальнейшем дополнят культуру наборы украшений. Новые их формы славяне позаимствовали отчасти из римско-византийского мира, отчасти от кочевников. Стоит отметить, что все ведущие формы славянских украшений имеют прототипы в арабском ювелирном ремесле. Не совсем ясны конкретные звенья связи, объясняющей это сходство, но импульс идет с юго-востока на северо-запад, из исламского мира через Византию в славянские пределы. Так, у всех славянских племен распространились височные кольца, украшение, которое отличает их от соседних этнических групп.

На этом этапе интенсивное обогащение культуры новыми компонентами ещё сохраняет общеславянский характер. Затем оно пойдёт уже за счёт заимствований, связанных с конкретными местными условиями. В северной части района своего расселения славяне вступают в контакт с германцами, скандинавами, западными балтами, в свою очередь обогащая и их культуры своими достижениями: например, скандинавы у славян позаимствовали плужную упряжку лошади. Встречное движение проявилось в распространении новых форм украшений, вооружения, судостроительства. На юге шло взаимодействие с кельтским, фракийским и кочевническим миром, результаты его сильно сказались на культуре болгар. На востоке развивались отношения с балтами и финно-уграми. "Наращивание" местной специфики стало причиной разделения славянства на группы и дальнейшего развития самостоятельных культур внутри славянства.

Открытость славянской культуры, которая предопределена самими условиями выхода с лесной своей прародины на историческую арену, обуславливает в дальнейшем очень высокий динамизм развития. Динамизм, который ярче всего проявился в VII-IX веках, когда формируются такие славянские государственные образования, как Великоморавская и Киевская державы. И сохраняет он свое значение на протяжении всей дальнейшей истории славянства. Я думаю, что это черта, которая задана в числе прочего и эпохой длительного, тысячелетнего вызревания в суровых условиях лесной зоны, и бурной обстановкой, в которой совершился выход из нее при жестком минимуме средств, унаследованных от предков. Минимуме, создающем условия для быстрого насыщения культуры новыми деталями на старой основе. Открытость славянской культуры - феномен давно известный, и значение его трудно переоценить, многое в наших исторических судьбах связано именно с этим.

 <<<     ΛΛΛ   

Другое восходит к появившимся еще в германских культурах римского времени хлебным печам
Культура штрихованной керамики

сайт копирайтеров Евгений