Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Теперь, после выделения «сборно-ахейской» группы и расшифровки центральной
части сцены поединка, ясно, что существовала эпопея, в которой главным ахейским
героем был Аякс (Эант) Теламонид, и он противостоял Гектору, сражался с ним и в

конечном счете убивал его. Отрывки этой эпопеи, соответственно подправленные,
вошли в песни VI и VII «Илиады» и дали основу для одного эпизода XIV песни. С этим
комплексом как-то связана песнь III: на нее ориентирована обработка частей песни
VII, обрамляющих поединок. В этой обработке Гектор ставится выше Ахилла, а
Аякс — выше Гектора. Следовательно, обработка совершена еще до включения в
нынешний контекст. А значит, и связь с III песнью предшествует включению. В
нынешнюю «Илиаду» они вошли уже вместе. Наконец, возможно, что в ре-
конструируемую эпопею входят песнь IV и часть II, также некоторые материалы XVII
песни, а отдельные черты рассеяны и по другим песням.
Определить позицию этого противостояния Гектору в относительной хронологии
«Илиады» нелегко. С одной стороны, есть данные в пользу того, что это была версия
противостояния, вторичная по отношению к версии с Ахиллом. Глухие отзвуки
первоначального значения Ахилла звучат в биографических напоминаниях Андромахи,
а в речи Аякса сказано, что Ахилл из-за гнева на. Агамемнона воздерживается от
битвы (VII. 224—230). Возвеличивая Гектора, а тем самым и его победителя Аякса,
Агамемнон мерой оценки избирает храбрость Ахилла: даже тот против Гектора
выступает со страхом. С другой стороны, все это могут быть поздние вставки, сделан-
ные уже после объединения версий. Кроме оценки Гектора с Аяксом выше Ахил-
ла—эта возникла при переделке обрамления поединка, т.е. хоть и до объединения
версий, но все-таки после сложения версии с Аяксом, на основе этой версии.
Общие же характеристики версии с Аяксом — ее оснащенность постоянными
эпитетами «ахейцев» (и, следовательно, традиционность, фольклорность), наибольшее
выступание в ней древней формы предлога ?????, ведущая роль в ней древних героев
Аякса и Александра — все эти характеристики говорят за то, что это и есть
древнейшая версия.
В начале века Э. Бете высказал предположение, что некая эпопея о борьбе
Гектора с Аяксом и легла в основу «Илиады»75. Против такой формулировки этой
идеи высказался П. Кауэр — и не без резона76. Трудно говорить о какой-то «Илиаде»
с Аяксом вместо Ахилла. «Илиадой» в нынешнем смысле эта эпопея, конечно, не
была. Даже зародышем нынешней «Илиады» ее назвать неправомерно, ибо в ней не
было ни сюжета нынешней поэмы, ни ее важнейших героев. Но можно ли определить
эту древнейшую поэму (Эантиду, по главному герою) как пра-«Илиаду» хотя бы по
месту и конечной цели действия? То есть принадлежала ли она к Троянскому циклу?


75  Bethe Е. Die trojanischen Ausgrabungen und die Homerkritik // Neue Jahrbucher fur das klassische Altertum.
1904. Bd 13. S. 1—11.
76             Cauer. Op. cit. S. 263.
77  Ventris M., Chadwick J. Documents in Mycenaean Greek. Cambr., 1956. P. 104; Webster T.B.L. From
Mycenae to Homer. L., 1958. P. 152.
78  Клейн Л.С. Илион и Троя. С. 113.
79 Dummer F. Hektor// Studniczka F. Kyrene. Lpz, 1890. S. 194—205; Bethe E. Thebanische Heldenlieder. Lpz,
1891. S. 145, 176 f.; idem. Homer. Bd III. Die Sage vom troischem Kriege. Lpz-B., 1927. S. 79—81; Stahlin F. Das
hypoplakische Theben, eine Sagenverschiebung bei Horner. Programm. Munchen, 1967; Cauer. Op. cit.
S. 256-259.

Гектор первоначально не был троянским героем. В отличие от Александра-Париса
его нет среди исторических деятелей Илиона-Вилусы, фигурирующих в хеттских
источниках. Имя его принадлежит к чисто греческим именам (ср. Нестор, Кастор,
Актор) и означает «держатель». Так назывались царь VII в. на Хиосе и какой-то
незначительный человек («раб божий», т.е., вероятно, храмовый служитель) в Кноссе
XIII в. до н.э.77 Вся семья Гектора (Андромаха, Астианакс) имеет прозрачные
греческие имена, кроме Приама. Но родство Гектора с Приамом — позднее изобре-
тение: в «Илиаде» патроним Приамид еще не успел срастись с именем Гектора в
привычное сочетание78. Приводилось много аргументов в пользу фиванского проис-
хождения этого образа: культ и могила в Фивах, название «Фивы» в указании родины
жены (хоть тут Фивы и перенесены в Малую Азию), соратник Гектора в песни XV
Меланипп — тезка героя «Семерых против Фив», и т.п.79 (П. Кауэр и Ф. Штэлин

при этом имели в виду передвижку сказания в Малую Азию не из Фив беотийских, а
из Фив фессалийских, но аргументов для этого недостаточно.)
Поскольку в конце концов герой оказался действующим в Малой Азии, да еще в
троянском стане, возникает вопрос, каким ветром его туда занесло. В общей форме
ответ на вопрос напрашивается сам собой: с движением греческих колонистов.
Царское имя VII в. у греков Хиоса свидетельствует о таком продвижении. Поскольку
же это был герой погибшего города, для певцов, которые воспевали победителей, он
был побежденным врагом. Тем самым он был обречен на то, чтобы и в новых песнях
оказаться во вражеском стане, а для греческого населения восточной окраины
греческого мира легендарное падение Фив постепенно вытеснялось в эпосе более
близким по местности падением Илиона. Ну а раз образ бытовал, оказывается,
сначала в Греции, а затем в Малой Азии, раз Гектора знали в обеих местностях, с
Аяксом он мог вступить в борьбу и там и тут — все зависит от локализации Аякса.
Аякс же и по тексту «Илиады» — человек в Троаде пришлый, По сказаниям
Троянского цикла этот саламинский герой прибыл под Илион в числе греческих вож-
дей, бывших женихов Елены, вступившихся за оскорбленного Менелая. Если не при-
давать этому мифу и связанной с ним легенде статус исторической хроники, правдиво
излагающей реальные факты (этому нет ни исторических, ни археологических
подтверждений), то нет оснований реконструировать реальный поход саламинского
вождя под Илион. Попытки некоторых исследователей истолковать Каталог кораблей
как пересказ исторической хроники или реалистического предания80 потерпели неудачу
и полностью опровергнуты81. Всерьез принимать их нельзя. Движение с Саламина на
восток, конечно, было — на Кипр, где был основан город Саламин82, а под ним в
царских погребениях обнаружена «афинская» (она может оказаться и островной
саронической) керамика VII в. до н.э. Но под Илионом следов саламинских колоний
нет.
Аякса могли бы направить иод Трою афинские певцы, поскольку интерес Афин к
проливам при Солоне и Писистрате известен, а Аякс, происходя с близлежащего
острова, был афинским героем83. Но последнее обстоятельство появилось значительно
позже гомеровского времени, а интерес к проливам — во всяком случае позже
формирования ранних песен «Илиады».


80 Allen Th.W: The Homeric Catalogue //JHS. 1910. V. 30. P. 292—322; idem. The Homeric Catalogue of ships.
Oxf., 1921; Burr V. ???? ?????????. Untersuchungen zum homerischen Schiffskalalog (Klio. Beiheft 49).
Lpz, 1944; Page. Op. cit. P. 118—177; Гордезиани P.B. «Илиада» и вопросы истории и этногенеза
древнейшего населения Эгеиды. Тбилиси, 1970 (на груз. яз.); Hope Simpson R., Lazenby J.F. The Catalogue of
the ships in Homeric Iliad. Oxf., 1972.
81 Jachmann. Der homerische Schiffskatalog...; Giovannini. Op. cit.; Андреев Ю.В. Политическая география
Гомеровской Греции (К вопросу о датировке «Каталога кораблей» в «Илиаде») // Древний Восток и
античный мир. М, 1980. С. 128—151.
82 Борухович В.Г. Ахейская колонизация Кипра // Проблемы античной государственности. Л., 1982.
С. 4—20.
83 Kron U. Die zehn attischen Phylenheroen // Athenische Mitteilungen. Beiheft 5. 1956. S. 171—176.
84   Hentze. Op. cit. Ht 1. 1877. S. 142—143. Возможно, вставкой является не весь пассаж, а только стих
558, который отсутствует в лучшей рукописи — Венецианском кодексе.
85   Wilamowitz U. Homerische Untersuchungen. В., 1884. S. 244.

В «Илиаде» Аякс очень обособлен — не только сражается без собственного войска
(нет отряда саламинских воинов, которые бы шли за ним), но и почти лишен корней.
Его саламинскому происхождению уделено всего две строчки в Каталоге кораблей
(II, 557—558) и пять — в песни VII (195—199), причем оба эти места — под большим
подозрением у критиков. Пассаж из Каталога с древних времен (ср. Strabo. IX. I. 10)
приписывается то ли Солону, то ли Писистрату — как фальсификация в борьбе Афин
с Мегарой за Саламин (в пассаже место Аякса указано за афинянами)84. Текст из
песни VII атетировали три древних авторитета — Зенодот, Аристоник и Аристофан, а
часть его (со стиха 196) удаляет У. Виламовиц — как явную поправку85.

Позднее время увязки Аякса с Афинами подтверждается и изображениями. Тогда
как в искусстве Пелопоннеса (Коринф, Аргос, Спарта) Аякс изображается с VII или
даже с VIII в., в Афинах Аякс появляется, если не считать упомянутую ойнохойю с
обменом дарами, только с VI в. , когда Аякс стал афинским героем. На Саламине же
культ Аякса существует с раннего времени, близкого к гомеровскому, — сведения
начиная с Гесиода (Hesiod. Theog. 1005. Fr. 100—102, 225 Rzach). Но был ли этот
культ там и раньше, в догомеровские времена? Был ли он исконным на Саламине?
Для ответа на этот вопрос надо глубже исследовать образ Аякса, выявить его
истоки. Но это тема для отдельной работы, которую я надеюсь незамедлительно
представить. Тогда легче будет решать и вопрос о месте первого соприкосновения
двух образов — Гектора и Аякса. Об очаге сложения Эантиды.


Moore MB. Exekias and Telamonian Ajax // AJA. 1980. V. 84. P. 417—434; Shapiro H.A. Exekias, Ajax and
Salamis. A further note // AJA. 1981. V. 85. P. 173—175.

 

THE MOST ANCIENT SONGS OF THE ILIAS
L.S. Klein

There is a group of songs (II—IV, VI—VII) in the «Ilias», which after thorough analysis of synonymous names,
has been defined as «The Achaean Collection". This group is considered to be a collection because its songs are not
thematically linked. This group differs from the rest of the Achaean songs (i.e. songs with the adjective «Achaeans»
being the predominant term used to refer to the Greeks), by adding to this ethnonym a great number of adjectives,
thus, using it as a more folkloric, and, by extension, a more ancient term. In fact, this group coincides with the ancient
epos which was defined as part of the «Ilias» by analysts in the last century.
The content of these songs deviates from the thematic line of the «Ilias», containing elements of the basic thematic
line of the Trojan epic cycle. The two songs about the duels of the heroes Paris and Menelaus (song III) and Hector's
duel with Ajax (song VII) are the backbone of the group. In the «Ilias» they were introduced together, but took place
apart. However, until its inclusion in the poem, song VII was changed and became similar to the third. Its basic theme
was the ancient motif of Hector dying by Ajax's hand, as an alternative to Hector being killed by Achilles. If the song
about the duel between Paris and Menelaus is a part of the Trojan cycle, then the song about the duel between Hector
and Ajax, goes back to another source, the «Aeantis».

 <<<     ΛΛΛ   

Исключающие друг друга по условию первого поединка им решался итог войны
Затем предлагает им согласиться на поединок

сайт копирайтеров Евгений