Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

25 Луначарский А. Ленин (Очерки). М., 1924. С. 19.

26 Богданович В., Рысс Е., Воеводин В., Сегаль И. Быт против меня Л 1928. С. 25.

27 На основании этой публикации Такер писал о парадигматическом, с точки зрения Сталина, значении Бебеля как рабочего вождя, вышедшего из низов. См.: Такер Р.Сталин: Путь к власти. 1879-1929. История и личность. М., 1990. С. 132.

28 Памяти Августа Бебеля // Бонч-Бруевич В.Д. Избр. соч. Т. 2. М., 1961. С. 141-142. В довольно сходной манере, кажется, изображался также Жорес.

29 Подробнее обо всем этом см.: Вайскопф М. Во весь логос: Религия Маяковского. М., 1997. С. 100 и сл.

30 Первые песни вождю. С. 43. Бог-Отец, от которого зависит участь героя, заменен здесь языческим и по-марксистски безликим роком: "Суеверно молю я судьбу: - Пощади!"

31 Цит. по: Спиридович А.И. История большевизма в России от возникновения до захвата власти. 1883-1903-1917. Париж, 1922. С. 383.

Далее - не менее колоритно: "А товарищ Троцкий появился однажды утром без галстука, являя собою образец военного пролетарского вождя на поле сражения" (там же.)

32 Первые песни вождю. С. 56.

33 Ленин. С. 214. Ср. у С. Минина ("Над могилой"): "Он шепчет из гроба наказы: / Молчите! Ни стона, ни слез, ни тоски! / По миру несите приказы!. См.: Первые песни вождю. С. 117.

34 Луначарский А. Указ. соч. С. 15.

35 Как указывает Хагемайстер в своей капитальной диссертации о Федорове, К.С. Мельников открыто сравнивал свой проект ленинского саркофага со стеклянным гробом спящей царевны. См.: Hagemeister М. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Werk and Wirkung. Muenchen, 1989. S. 266.

36 См.: Ленин в русской народной сказке и восточной легенде / Сост. А.В. Пясковский. Л., 1930.

37 Цит. по: Лопухин Ю.М. Болезнь, смерть и бальзамирование В.И. Ленина: Правда и мифы. М., 1997. С. 106, 122.

38 Tumarkin N. Op. cit. P. 179. Ср., вместе с тем, трезвое уточнение автора: "The Lenin cult was less an actual substitute for religion than a party effort to fuse religious and political ritual to mobilize the population. It is likely that people were - and still are - drawn to the Lenin Mausoleum not for spiritual reasons but out of a combined sense of political duty and fascination, or even morbid curiosity. If nothing else, the body cult is a show" (p. 197). Федоровский подтекст "увековечивания" подробно рассмотрел Хагемайстер. Исследователь констатирует, что за три года до того, в связи с кончиной химика Л. Я. Карпова, Красин выразил надежду на то, что в недалеком будущем наука сумеет физически воскрешать мертвых, и в первую очередь, борцов за освобождение человечества (Hagemeister М. Op. cit. S. 265).

39 Бейгельман М. "Юный труженик" // Мы начинали еще в России (Воспоминания). Иерусалим, 1990. С. 316. Вся книга представляет собой сокращенное переложение сборника, вышедшего в Тель-Авиве на иврите в 1976 году, - "Халуцим паину бе-Русиа". -Я сверил перевод с оригиналом (с. 431) и внес некоторые уточнения.

40 Советские мемуаристы говорят не об "украинской", а о белорусской бригаде каменщиков; из евреев упоминают только двоих руководителей - прораба И. Певзнера и И. Ротенберга, отвечавшего за железобетонные конструкции {Котырев А.Н. Мавзолей В.И.Ленина; Проектирование и строительство. М., 1970; Хан-Магомедов СО. Мавзолей .И. Ленина (История создания и архитектура). М., 1972). Непонятно также, что произошло с камнями "из республик". И. Збарский сообщает просто о "ценных породах камней, привезенных со всех концов Советского Союза" (Збарский И.Б., Солоухин В.А. Под "крышей" мавзолея. // От России до России. Тверь, 1998. С. 238). Ср. также у Хан-Маго-медова: "Отлично помню тот солнечный день августа 1929 года, когда я в первый раз ступил за ограду строительства на Красной площади. Производитель работ И.В. Певзнер подвел меня к вырытому большому котловану и указал на основную фундаментальную железобетонную плиту, перекрывавшую ров XVI века. На этой огромной плите был "насухо" выложен кирпичом план будущего Мавзолея" (Указ. соч. С. 100-101). Не на этих ли кирпичах вырезали свои имена строители?

41 Менахем Яглом, впрочем, указал мне па возможную связь цифры 13 с традиционным числом "добродетелей Всевышнего" ("роза о тринадцати лепестках" из введения к "Тиккуней 3ohap").

42 Первые песни вождю. С. 207.

43 Чтец. С. 268.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пасхальная символика добровольной искупительной жертвы

Ленин в поэзии рабочих

сайт копирайтеров Евгений