Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

45 Каменев Л. Великий мятежник // Ленин. С. 217 (Речь на траурном заседании II съезда Советов 26 января 1924).

46 Тумаркина напоминает, что, несмотря на наследственную предрасположенность Ленина к атеросклерозу, нарком здравоохранения Семашко предпочел представить его смерть как самопожертвование - следствие "нечеловеческой умственной деятельности", поразившей ленинский мозг - "самую уязвимую часть тела". Семашко, добавляет она, "даже снабдил своих читателей соответствующим латинским термином, locus minoris resistentiae" (Op. cit. P. 172). Простоватые нынешние коммунисты на этот счет обходятся без всякой латыни: "Удар пришелся, как водится, по слабому месту: нервы, головной мозг" (Семанов С., Кардашов В. Иосиф Сталин. Жизнь и наследие. М., 1997. С. 177).

47 Преображенский Е. О нем // Ленин. С. 228.

48 Первые песни вождю. С. 144.

49 См.: Лацис О. Перелом // Вождь. Хозяин. Диктатор. М., 1990. С.130-131.

50 Тогдашние лозунговые схемы: "Не место слезам и отчаянию. Пролетариат начинает осознавать коллективную значимость вождя: коллектив же, масса, пролетариат - не умирает. Осозналась мысль - Ленин в нас, Ленин - жив" (В.И. Ленин в поэзии рабочих. С. 116).

51 Луначарский А. Указ. соч. С. 22. Звучит все это примерно так же, как пролеткультовские реплики в платоновском "Котловане": "Чиклин курил и равнодушно утешал умерших своими словами: - Ты кончился, Сафронов! Ну и что ж? Все равно я ведь остался, буду теперь, как ты: стану умнеть, начну выступать с точкой зрения, увижу всю твою тенденцию, ты вполне можешь не существовать... А ты, Козлов, тоже не заботься жить. Я сам себя забуду, но тебя начну иметь постоянно. Всю твою погибшую жизнь, все твои задачи спрячу в себя и не брошу их никуда, так что ты считай себя живым" (Платонов Андрей. Собр. соч.: В 5 т. М., 1998. Т. 2. С. 356.

52 Ленин. С. 214. Статья, переданная Троцким по телеграфу в "Правду" 22 января 1924 г.

53 Такер Р. Сталин: Путь к власти. 1889-1929. С. 256-257.

54 Равдин Б., Ханютин А. У Великой могилы // Ракурсы. М., 1998. Вып. 2. С. 93.

55 Луначарский А. Указ. соч. С. 13.

56 Цит. по: Tumarkin N. Op. cit. P. 143.

57 Такер Р. Указ. соч. С. 260.

58 Снимая нежелательные ассоциации между партией и Богом, обрекшим на смерть собственного Сына, Каменев прибегает к обычной большевистской замене Бога враждебной судьбой: "Весь мир <...> вместе с нами шлет проклятья той проклятой судьбе, которая отняла у нас и у мира великого вождя" (Великий мятежник // Указ. соч. С. 218).

59 Об этом эпизоде см.: Равдин Б., Ханюптн А. Указ. соч. С. 88, 96. Там же (с. 87, 95-96) рассказано о том, как Бухарин, Каменев и Зиновьев (очевидно, поддерживая сталинскую установку на изоляцию Ленина) трусливо прятались в Горках, наблюдая за ним из-за кустов, но не решаясь вступить в контакт. Во всех этих сценах Горки выступают, конечно, как большевистский псевдоним, партийная кличка Елеонской горы.

60 Там же.

61 Луначарский А. Указ. соч. С. 16.

62 Первые песни вождю. С. 80-81. Это оргиастическое слияние трансформируется и в новое рождение самого Ленина, символизируемое у Безыменского ребенком, который несет портрет "смеющегося Ильича", ср. рекреационную семантику погребального смеха в фольклоре.

63 Горький М. Указ. соч. С. 376.

64 В.И. Ленин в поэзии рабочих. С. 12, 15.

65 К годовщине смерти В.И. Ленина. Сб. статей, воспоминаний и документов / Под. ред. А.Ф. Ильина-Женевского. Л., 1925. С. 152. 66 В.И. Ленин в поэзии рабочих. С. 15.


Источник: "Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции", Москва, 2001

 <<<     ΛΛΛ   

Ленин в поэзии рабочих
История создания
Каменев

сайт копирайтеров Евгений