<<< ΛΛΛ >>>
позволенность порока. "Полунаука", пишет Достоевский, "самый страшный бич
человечества, хуже мора, голода и войны. Полунаука -- это деспот, каких еще
не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов,
деспот, перед которым все преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор
немыслимым, перед которым трепещет даже сама Наука и постыдно потакает ему"
("Бесы").
И при этом он знает о своей полуинтеллигентности: он обижен ею, он не
прощает ее другим, он завидует, мстит и добивается во всем первенства: он
ненасытно честолюбив и властолюбив. И легко усваивает и практикует искусство
-- играть на чужой, на массовой зависти.
Таково большинство революционеров. Достоевский показал "подпольную"
жизнь такой души -- ее бешеную обидчивость и уязвляющееся самолюбие.
Коммунизм развернул это царство пошлости и безбожия, обезьянего подражания и
самодовольного "изображения".
7. -- Именно в этой среде созрела химера всеобщего равенства и
предрассудок всеобщей свободы.
Именно здесь идея справедливости была подменена "уравнением": вот она,
французская революция, требовавшая сноса всех колоколен, как оскорбляющих
чувство равенства; вот она иронически-гениальная формула германского поэта
Эйхендорфа: срезать верхи, пока все не станут оборванцами; вот лозунг
Степана Разина, "чтобы всяк всякому был равен". Доктрина, направленная сразу
против Бога, против природы и против справедливости. Вещие строки записаны у
<<< ΛΛΛ >>>
Ильин И. О грядущей России 5 правительство Человек участвует в жизни своего государства как живой организм Все формально свободны государство политика Из зависти родится доктрина безбожия Ильин И. О грядущей России 11 парламентария
|