<<< ΛΛΛ >>>
компромисс личных вожделений, или равновесие "классовых" интересов. Все эти
вожделения и интересы -- близоруки: они не смотрят ни в государственную
ширь, ни в историческую даль. Каждый стяжатель промышляет о "своем" и не
понимает, что настоящий гражданин мыслит об общем. Государственное же дело
начинается именно там, где живет общее, т.е. такое, что всем важно и всех
объединяет; что или сразу у всех будет, или чего сразу у всех не будет; и
если -- не будет, то все развалится и упразднится, и все рассыпется, как
песок.
Такова совместная и общая безопасность жизни: такова национальная
армия; такова честная полиция; таков правый суд; таково верное и мудрое
правительство; такова государственная дипломатия; таковы школы, дороги,
флот, академии, музеи, больницы, санитарная служба, правопорядок, всяческое
внешнее благоустройство и ограждение личных прав. Если это есть "частное
вожделение" -- то чье же? Если это классовый интерес, то какого же класса?
Никакого. Кому же это нужно и полезно? Всем, ибо это общее; в нем все "суть
едино". И пока каждый промышляет о себе и вожделеет для себя, он не подумает
об этом и не создаст этого. И поскольку он не Гражданин, а стяжатель и
хапуга; и голосование его по делам государственным будет сплошь
трагикомическим недоразумением ("учредительное собрание" 1917 года!).
Государство состоит из народа и ведется правительством; и правительство
призвано жить для народа и черпать из него свои живые силы, а народ должен
<<< ΛΛΛ >>>
Одно из растленнейших понятий Будто государственный интерес состоит из суммы частных интересов Есть уровень необразованности образования недостаточно В этом выражается демократическая сила истинной государственности Совести
|