Пиши и продавай! |
4) пятнадцатый год правления императора Тиверия (Тиберия) был в 29 году (Тпберяй был римским императором с 14 г. по 37 г.) [15]. Сравнение сведений о Христе, приведенных в Евангелиях, с "данными истории о реальных людях и событиях, упоминаемых там же, показывает, что для того чтобы царь Ирод, скончавшийся в 4 г. до н. э., мог преследовать Христа-младенца, Христу следовало бы родиться по крайней мере на 4--5 лет раньше, чем принято Дионисием Малым. Но для того, чтобы год рождения Иисуса Христа совпал с переписью при императоре Августе и Jначалом правления Сирией Квиринием, Христу следовало бы родиться на 6--7 лет позже. Как видим, полностью согласовать Евангелия с историей нельзя. Но из этого сравнения Дионисий Малый мог сделать и полезный вывод: описываемые в Евангелиях события происходили за 500--550 лет до того времени, когда он производил свои расчеты (525 г. н. э. или 241 г. эры Диоклетиана). Однако во времена Дионисия Малого в христианском мире уже не было споров о времени празднования главных христианских праздников -- пасхи (праздника, посвященного смерти и "воскресению" Христа) и рождества Христова. Как указывалось, время празднования пасхи было определено в 325 г. постановлениями Никейского собора. Решение о праздновании рождества Христова 25 декабря было принято в 431 г. на Эфесском соборе для того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот же день праздник языческого бога Солнца Митры (БСЭ.-- 3-е изд.-- М., 1975, т. 22, с. 171), т. е. число и месяц рождения Христа были названы церковью почти на сто лет раньше, чем год рождения. Кроме того, как указывается в литературе. [5, 14], Дионисий Малый принял установившуюся у многих христиан после длительных споров традицию отмечать "воскресение Христово" 25 марта. Следует отметить, что внимание к датам 25 декабря и 25 марта не является случайным. 25 декабря начинается увеличение продолжительности дня после зимнего солнцестояния, а 25 марта, после весеннего равноденствия, день становится больше ночи. Поэтому, как указывается в [9], в эти дни рождались и "воскресали" боги многих, более древних чем христианство, религий: у индийцев -- Будда, у египтян -- бог Солнца Гор и другие. Так как, как указывалось, описываемые в Евангелиях события происходили за 500--550 лет до того времени, когда Дионисий Малый производил свои расчеты, то для нахождения года смерти и "воскресения" Иисуса Христа -- года первой христианской пасхи -- Дионисий Малый должен был найти в четырехсотых -- пятисотых годах такие годы, в которых пасха приходится на 25 марта, и выбрать из них наиболее подходящий по времени, а затем, воспользовавшись периодом великого индиктиона, найти в годах первого века год смерти и "воскресения" Христа -- год первой христианской пасхи. В годы, у которых пасха приходится на 25 марта, в этот день должно быть воскресенье после пасхального полнолуния. А для этого пасхальное полнолуние должно быть до 24 марта включительно. Как видно из приведенного "Вечного лунно-солнечного календаря Дионисия Малого", пасхальные полнолуния приходятся на 22, 24 и 21 марта в годах, имеющих золотые числа 5, 13 и 16 соответственно. Из этой же таблицы можно узнать, что в интересующее нас время (400-е -- 500-е годы): По табель-календарю [13] (см. Приложение) можно узнать, что в перечисленных годах 25 марта приходится на воскресенье только в 490, 563 и 574 гг., т. е. только в этих трех годах пасха приходилась па 25 марта. По приведенным в книге" Ф. К. Гинцеля [5, с. 412] датам пасхи в этом можно убедиться. Но из трех указанных годов только 563 г. (279 г. эры Диоклетиана) Дионисий мог принять за год, соответствующий году смерти в "воскресения" Христа, так как примерно за 532 года до пего происходили упоминаемые в Евангелиях события: императором Римской империи был Тиберий (Тиверий), а Понтий Пилат был прокуратором Иудеи. Если от 563 г. отнять 532 года, то получится 31 год -- год смерти и "воскресения", по Дионисию Малому, Иисуса Христа... По-видимому, так и появилась дата первой христианской пасхи -- 25 марта 31 года (воскресенье). Следовательно, по Дионисию Малому, Христос умер 23 марта 31 г. г пятницу, а "воскрес" 25 марта 31 г. р воскресенье (см. Приложение). Теперь можно найти и год рождения Христа, который, с одной стороны, должен отличаться от года смерти и "воскресения" Христа на время его земной жизни, а с другой -- желательно, чтобы он был первым годом в 19-летнем лунном цикле, который (в январском варианте) начинается 23 января 285 г. При этом сохранилась бы полная преемственность с пасхальным каноном Кирилла Александрийского. Для того чтобы быть первым годом в лунном цикле, искомый в 500-х годах год рождения Иисуса Христа должен отличаться от 285 г. па целое число 19-летий. Такими годами были годы 285+19n. В 500-х годах -- это 513 г. (при n=12), 532 г. (при n=13) и 551 г. (при n=14). Из этих трех лет единственным подходящим является 532 г., при котором время земной жизни Христа равно 563--532=31 году (хотя это меньше 33--34 лет, которые должны бы быть по Евангелию от Луки). И Дионисий. Малый принял 532 г. (248 г. эры Диоклетиана) за год, соответствующий первому году 19-летнего лунного цикла с началом года 23 января 532 г. Тогда в первом веке первым годом лунного цикла будет год на 532 меньший, т. е. нулевой год нашей эры или первый год до н. э. с началом года 23 января. Но за год, соответствующий году рождения Иисуса Христа, Дионисий Малый принял не 532 г., а 533 г., хотя при этом время земной жизни Христа еще больше уменьшилось и стало равно 30 там вместо 33-34, да и годы начала по лунному и солнечному календарям при этом не совпадали. Почему Дионисий Малый так сделал? В книгах Ф. К. Гинцеля [5] и В. К. Никольского [8], в которых вопрос о происхождении нашего летосчисления разбирается наиболее подробно, это объясняется так: найдя в 500-х годах ближайший к своему времени год, в котором пасха приходится на 25 марта, Дионисий Малый вычел из этого года 30 лет (принятый, по их мнению, в новозаветной мифологии возраст Христа в момент его "воскресения") и, получив 533 г., принял его за год рождения Христа. С таким объяснением нельзя согласиться потому. что, как уже указывалось, именно по новозаветной мифологии -- по Евангелию от Луки -- время земной жизни Христа считается 33-34 года. а не 30 лет. Кроме того, следует отметить, что 563 г. нельзя считать ближайшим ко времени Дионисия годом, в котором пасха приходится на 25 марта. Ведь 490 г. отстоит от 525 г., в котором Дионисий производил свои расчеты, на 35 лет, а 563 г.-- на 38 лет. 563-й год выбран Дионисием Малым не как ближайший, а как единственный, позволяющий хотя бы примерно согласовать описываемые в Евангелиях события с историческими фактами. По нашему мнению, выбор Дионисием Малым 533 года в качестве года, соответствующего году рождения Христа, объясняется тем, что день рождения Христа в 533 г.-- 25 декабря--приходится на воскресенье, в то время как 25 декабря 532 г. приходится на субботу (в этом можно убедиться по табель-календарю [13] --см. Приложение). Обе даты-- после 29 августа |
|
|
|