Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Отметим, что в трудах "отцов церкви" есть упоминания о дне недели, в который родился Иисус Христос. Одни считают, что он родился в пятницу, другие -- в среду. Так указывается и в "Следованной псалтыри": "Спаситель родился в 42 лето Августа Кесаря, в лето от создания мира 5500 25 декабря в среду" [1, с. 531]. Но уже сам факт, что в разных сочинениях указываются разные дни недели, говорит о том, насколько эти сведения не обоснованны.

Дионисий Малый, приняв 532 г. за первый год 19-летнего лунного цикла своего пасхального канона и обеспечив этим преемственность с пасхальным каноном Кирилла Александрийского, мог теперь выбрать в качестве года рождения Христа любой год, близкий к 532 г., в котором 25 декабря будет нужным днем недели, так как на расчетах пасхи это не отразится.

Но, по-видимому, он решил, что если есть возможность выбирать для дня рождения Иисуса Христа любой день недели, то что может быть лучше, чем священный для христиан день недели -- воскресенье! (Вероятно, из таких же соображений мусульмане приняли за начало своей эры 16 июля 622 г., которое пришлось на пятницу -- священный для мусульман день.)

Отняв от 533 г. период великого индиктиона (532 года) я Дионисий Малый получил дату 25 декабря 1 года нашей эры (воскресенье) -- день рождения Иисуса Христа.

Вот почему, по нашему мнению, в пасхальном каноне Дионисия Малого начала отсчета лет по солнечному и лунному календарям не совпадают: счет лет по солнечному календарю начинается с 1 г, н. э., а счет лет по лунному календарю начинается на год раньше -- с 0 г. н. э. или, так как нулевого года в историческом счете лет нет (он есть в астрономическом счете), с 1 г. до н. э.

Поэтому для определения порядкового номера года в 19-летнем цикле (золотого числа года) по эре "от рождества Христова" надо к остатку от деления номера года па 19 добавить еще единицу, в то время как по эре Диоклетиана золотое число года определяется просто как остаток от деления номера года на 19.

Приняв 532 г. (248 г. эры Диоклетиана) за первый год 19-летнего лунного цикла, Дионисий Малый начал с него свой пасхальный канон, так как канон Кирилла Александрийского закапчивается 247 годом эры Диоклетиана. А так как начало года по эре Диоклетиана -- 1 тота -- соответствует 29 августа по юлианскому календарю, то 1 тота 248 г. эры Диоклетиана = 29 августа 531 г. от Р. X.

Таким образом мы получили то равенство Дионисия Малого, приведенное в начале статьи, о котором Н. И. Идельсон писал, что "выяснение его исторической реальности или ошибочности есть особая и весьма трудная задача хронологии и истории" [6, с. 91].

В странах Западной Европы эра Дионисия Малого стала утверждаться с VI в., когда она была принята в Риме. Затем с помощью церкви эта эра стала завоевывать одну страну за другой, а к XIX в. захватила все "христианские" страны.

В России счет лет по эре, предложенной Дионисием Малым, был введен указом Петра I, которым предписывалось вместо 1 января 7208 г. "or сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа".

В наше время, как пишет Е. И. Каменцева [10], эра Дионисия Малого стала как бы абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени. Все прошлые даты переведены на нее и на юлианский календарь.

3. Выводы

1. Наше летосчисление -- эра "от рождества Христова" -- предложено Дионисием Малым через 525 лет после этого мифического события для упрощения расчетов дней празднования христианской пасхи по юлианскому календарю, т. е. предложено по религиозным, а не историческим мотивам.

2. Из трех факторов, которыми руководствовался Дионисий Малый при определении года начала нашего летосчисления -- сведений об Иисусе Христе, приведенных в Евангелиях; данных истории о людях и событиях, описываемых в Евангелиях; постановлений Вселенских соборов о времени празднования пасхи и рождества и установившихся в христианском мире традиций,-- для него самым главным был третий фактор.

Этим объясняется долговечность пасхальных таблиц Дионисия Малого, которыми более 1000 лет (с 525 г. по 1582 г.-- год введения католической церквью нового стиля) пользовались как западная (католическая), так и восточная (православная) церкви, и которыми православная церковь пользуется и в настоящее время. Этим же объясняется принятие обеими церквами года начала нашего летосчисления за год рождения Христа, несмотря на то, что этот год не соответствует ни сведениям, приведенным в Евангелиях, ни данным истории. Следовательно, ставшие уже традиционными упреки Дионисию Малому в том, что при определении года рождения Иисуса Христа он ошибся на несколько лет, объясняются непониманием цели его расчетов и направлены не по адресу. Ошибочны не расчеты Дионисия Малого (ведь за прошедшие 1500 лет -- срок вполне достаточный -- никто из е о критиков не взялся исправить эти ошибки), а противоречивые, далекие от исторической правды тексты Евангелий и принятые исключительно по религиозным мотивам постановления Вселенских соборов о праздновании пасхи и рождества.

3. Привлечение табель-календаря и таблицы фаз Луны к решению вопроса о происхождении нашего летосчисления помогло восстановить ход рассуждений Дионисия Малого и понять цели его расчетов.

Можно надеяться, что табель-календарь и таблица фаз Луны помогут решить и другие исторические, хронологические и календарные задачи.

ЛИТЕРАТУРА

 <<<     ΛΛΛ   

29 августа 284 г
Календарно-астрономических расчетов дней празднования главного христианского праздника -- пасхи

сайт копирайтеров Евгений