Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пора развеять миф о том, что она являлась частным эпизодом, маргинальным зигзагом истории.

Это был существенный элемент большевистской стратегии, нацеленный на установление духовно-мировоззренческой монополии партии в обществе, на ее диктатуру и в сфере сознания. Свобода объявлялась тем самым вне закона. Диалог как первооснова и душа культуры подменялся директивно-командным монологом, идеологическим диктатом, окриком, угрозой.

Первой жертвой изгнания стали лучшие философы России – культурный цвет нации, но в сущности это был удар по российской интеллигенции и интеллигентности, духовности вообще.

Пора развеять и другой миф – о якобы филантропическом, гуманном характере этой партийно-чекистской "операции"; она, мол, проводилась чуть ли не в интересах самих ее жертв, призвана была спасти их от грозящей гибели. Эту точку зрения выразил, в частности, Троцкий 30 августа 1922 г. в беседе с американской журналисткой Луизой Брайянт: "Те элементы, которых мы высылаем и будем высылать, – говорил он, – сами по себе политически ничтожны. Но они потенциальное оружие в руках наших возможных врагов. В случае новых военных осложнений, – а они, несмотря на наше миролюбие, не исключены, – все эти наши непримеримые и неисправимые элементы окажутся военно-политическими агентами врага. И мы вынуждены будем расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочли сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность и возьмете на себя ее защиту перед общественным мнением"72. Это безжалостное фарисейство и демагогия. Действительный расчет властей состоял в ином: оторвать, изолировать инакомыслящих от своего народа и Родины, избавиться от нежелательных сильных оппонентов; выбить их "из седла", из привычной жизненной колеи, добиться их деморализации и устранения с исторической арены. Отсюда и альтернатива, которая им предлагалась: изгнание или смерть. Бессрочная ссылка ставилась в один ряд с расстрелом.

Жесточайший удар наносился и по собственной стране, ее традициям и устоям, ее интеллектуально-нравственному потенциалу. Одним из пагубных последствий "операции" стал разрыв преемственности в развитии отечественной культуры, особенно философии. Изгнание русских мыслителей повлекло за собою их более чем полувековое замалчивание (вперемешку с охаиванием), исключение их трудов из культурного оборота. Многие достижения русской мысли, высоко оцененные на Западе и Востоке, вошедшие в сокровищницу мировой культуры, оказались надолго утрачены, не востребованы в собственной стране. Это вписывается в исторический контекст таких событий, как глобальное обескровливание России в мировой и гражданской войнах, ликвидация дворянства и купечества, вынужденная массовая белая эмиграция, выплеснувшая за наши рубежи значительную часть интеллигенции. В итоге национальному духовному генофонду был нанесен огромный качественный урон, содействовавший люмпенизации и конформизации общества, распространению догматизма и примитивизма в общественном сознании. Не случайно многие яростные гонители русских идеалистов тогда же, в 1922 г., стали активными недругами философии вообще, проводниками философского нигилизма (И.Боричевский, С.Минин, В.Рожицин и др.); характерно, что их геростратовский девиз "философию за борт" нашел отклик и в таком оплоте официальной идеологии, как Комуниверситет им. Свердлова, в выступлениях его ректора, старого большевика М.Лядова. Так изгнание философов обернулось отречением от философии.

Отмечу и то, что эта "операция" создала прецедент, который неоднократно повторялся с теми или иными вариациями в дальнейшем, в наше время (изгнание Александра Солженицына, Иосифа Бродского, Галины Вишневской, Мстислава Растроповича и др.). Зло порождает зло.

Нет надобности идеализировать старых русских философов, во всем с ними соглашаться. Они и сами нередко спорили между собой. Но в одном они были едины: в своей беззаветной любви к Родине, в заботе о ее духовном возрождении, о нравственном здоровье общества. И покидая Россию, они оставили нам несколько важных заветов – предостережений.

С.Л.Франк писал, что главный нравственный водораздел в современном русском обществе проходит "между сторонниками права, свободы и достоинства личности, культуры, мирного политического развития, основанного на взаимном уважении, чувства ответственности перед Родиной как великим целым, с одной стороны, – и сторонниками насилия, произвола, разнуздания классового эгоизма, захвата власти чернью, презрения к культуре, равнодушия к общенациональному благу – с другой. В одном лагере хотят свободы для всех, надеются, что отныне не будет политических 'преследований, относятся с великодушием к побежденным и униженным представителям старой власти; в другом – пытаются завести цензуру, хотят арестовывать всякого инакомыслящего и дают побежденным чувствовать силу кулака победителя"73. Л.П.Карсавин выражал надежду, что русский народ преодолеет ненависть и насилие, положит начало христианской жизни на Земле. П.А.Сорокин предупреждал в статье "Заветы Достоевского": "Без любви, без нравственного совершенствования людей не спасет и перемена общественного строя, изменение законов и учреждений. Напишите какие угодно конституции, пересадите какие угодно учреждения, но раз люди безнравственны, раз в них и их поступках нет нравственной идеи любви, то никакого улучшения быть не может. Вне любви не только не может быть спасения, но не может быть и никаких спасителей и освободителей. Если только сам спасатель не проникся всецело чувством любви на деле, в своих поступках и поведении, то какими бы высокими словами он ни прикрывался, какую бы великодушную пыль ни пускал в глаза, – такой человек будет лжепророком, мнимым освободителем, вожаком, ведущим к гибели, фальшивомонетчиком, сеющим семена преступлений и зла, великим тираном, а не благодетелем человечества. Таким людям народ нужен только для осуществления их собственных аппетитов"74. Эти мысли выдающийся социолог продолжил в год своего изгнания, обращаясь к студенческой молодежи: "В результате войны и революции наше отечество лежит в развалинах... Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача бесконечно трудная и тяжелая... Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, это знания, это чистую науку, обязательную для всех... Но не берите суррогатов науки, так ловко подделанных под нее псевдознаний, заблуждений, то "буржуазных", то "пролетарских", которые в изобилии предлагают вам тьмы фальсификаторов... Мир не только мастерская, но и величайший храм, где всякое существо, и прежде всего всякий человек – луч божественного, неприкосновенная святыня. Homo homini Deus (а не lupus) est – вот что должно служить вашим девизом. Нарушение его, а тем более замена его противоположным заветом зверской злобы, волчьей грызни друг с другом, заветом злобы, ненависти и насилия, не проходила никогда даром ни для победителя, ни для побежденного"75.

Как провидчески и современно звучат эти слова, проникнутые жаждой духовно-нравственного возрождения России.

Прощаясь с Родиной, опальные мыслители стремились нас образумить, предостеречь. К сожалению, их голос не был услышан.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Большая заслуга в освещении этой стороны проблемы принадлежит самим жертвам высылки, – я имею в виду мемуары Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, М.А.Осоргина, П.А.Сорокина, Ф.А.Степуна и др. Из публикаций последующего времени см.: Хоружий С. Философский пароход // Лит. газ. 1990, 9 мая и 6 июня; Костиков В. Изгнание из рая // Огонек. 1990. № 24; Геллер М. Первое предостережение – удар хлыстом (К истории высылки из Советского Союза деятелей культуры в 1922 г.) // Вопросы философии. 1990, № 9; Велидов А.В. Николай Бердяев – арест и высылка // Совершенно секретно. 1991. № 8.

2 Эта идея начала спорадически прокладывать себе дорогу задолго до массовой депортации умов. В числе ее первых жертв были деятели Помгола (Всероссийского комитета помощи голодающим), вначале сосланные во внутренние губернии. Позднее некоторые из них были выдворены из РСФСР. Горький знал о их предстоящей высылке еще в апреле 1922 г.

3 «Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Ф.5. Oп.1. Ед. хр. 638. Л.1–2. И.С.Уншлихт – зам. председателя ГПУ.

4 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.18. С.317.

5 Там же. Т.46. С.135.

6 Дpaбкинa Е. М., 1918 // «Новый мир». 1958. № 9. С.186.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Бердяев едва едва
Ученого пленника революции положение интеллигенции
Августа 19 дня
Имущественное положение

сайт копирайтеров Евгений