Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Обвинить же дядю Диодора в нечестии, в принципе, было, наверное, возможно на основании расширенного толкования закона Драконта, по которому убийца считался "нечистым" и осквернял все, чего касался. Этот закон в передаче Демосфена гласил, что "убийца должен быть лишен права священного омовения, возлияний, пользования кратерами, исполнения священных обрядов, посещения агоры" (XX, 158; cf. XXIII, 80).[32] Даже тому, кто умертвил убийцу или стал причиной этого, было запрещено появляться на границах Аттики и участвовать в каких-либо церемониях (Ditt. Syll.,3111; Dem. XXIII, 37-41). Скверна могла переходить и на людей, с которыми близко общался убийца, и на весь город в целом. Именно поэтому заседание Совета Ареопага во время суда над убийцей проходило под открытым небом на холме Ареса, который был издревле связан с культом хтонических божеств Эвменид - мстительниц за убийство. Так поступали для того, чтобы присутствующие не осквернились, находясь с преступником под одной крышей, сами же ареопагиты по давней традиции даже не получали во время исполнения своих полномочий венков, поскольку считались невольно причастными к загробному миру.[33] Но использовать закон о нечестии, так как в соответствии с требованиями религиозной морали месть в этом случае являлась "благочестивым делом" (Dem. XXIII, 78), можно было только после вынесения официального приговора Диодору (Dem. XXIII, 25-26), чего не произошло, поскольку Андротион не набрал 1/5 голосов судей (Dem. XXII, 2; XXIV, 7). Таким образом, мы считаем, что речь все же идет не об официальном обвинении по grafh; ajsebeiva", хотя в тексте есть соответствующие формулировки,[34] а о нападках и голословных обвинениях с целью воздействовать на судей во время процесса.

Изготовление ядов и колдовство. В связи с осуждением Нинос нужно рассмотреть еще один возможный пункт обвинения в асебии - обвинение в изготовлении магических снадобий и колдовстве. Кроме Нинос, источники свидетельствуют еще об одном подобном процессе. Так, в "Лексиконе" Гарпократиона читаем: "Феорида: Демосфен в речи против Аристогитона, если только считать ее подлинной. Феорида была жрицей. Осужденная за святотатство, она была казнена, как пишет Филохор в шестой книге своей “Истории”" (s.v. Qewriv"). Плутарх сообщает, что обвинителем ее на процессе выступил оратор Демосфен и что преступления ее многочисленны, но напрямую об асебии ничего не говорит: "Он выдвинул обвинение против жрицы Феориды, утверждая, что она, помимо прочих проступков, учила рабов обманывать своих хозяев, потребовал смертного приговора и добился казни" (Plut. Dem., 14). В чем же собственно состояло нечестие Феориды мы узнаем только из речи самого Демосфена: "Вы предали смертной казни колдунью Феориду с Лемноса и ее родственников за то, что они изготовляли магические снадобья. Так вот, этот братец (т.е. брат Аристогитона - Е.Н.) взял снадобья и заклинания от служанки Феориды, которая и донесла на свою госпожу. … Теперь он занимается обманом и заявляет, что он может исцелять людей, страдающих падучей болезнью, а сам между тем впадает во всякую мерзость" (ХХV, 79-80). Информации в данном случае явно недостаточно, но очевидно, что речь идет именно о колдовстве и магии, которые в конце V - начале IV в. могли рассматриваться городскими властями как асебия, представляющая реальную опасность для полиса. По-видимому, в юридической практике этот вид преступления как-то отличался от изготовления ядов с целью умышленного убийства, что расценивалось только как уголовное преступление и подлежало суду Совета Ареопага (cf. Dem. XXIII, 22, 24) по обвинению в фармакопии.

Итак, на основании рассмотренных источников можно сделать вывод о том, что кроме обычных преступлений против богов, являвшихся по своей сути нечестием (таких, как осквернение святости места, похищение из храмов священных предметов, преступления жрецов, вырубка священной маслины), были и такие, которые появляются именно в конце V-начале IV вв. до н.э. в связи с тем, что Афины были открытым городом, в который часто приезжали иностранцы в качестве купцов или жили там постоянно в качестве метеков. Подобного рода преступлениями были - введение новых культов, организация различных фиасов и участие лиц, не имевших гражданства, в афинских религиозных обрядах. Иногда в качестве нечестия фигурируют также проступки, которые по афинскому праву подлежали суду как уголовное преступление (отцеубийство и, возможно, изготовление ядов). Таким образом, античные свидетельства подтверждают предположение о том, что религиозное законодательство в классических Афинах было разработано настолько, что имело юридические основания для защиты отеческого культа от различных видов осквернения как со стороны своих собственных граждан, так и со стороны чужестранцев.

Примечания

[1] Rudhardt J. La definition du delit d’ impiete d’ apres la legislation attique // Museum Helveticum, Bd.17, 1960, Fasc.2. S.92.
[2] А также во время процесса гетеры Фрины и, возможно, Демада и Аристотеля, см.: Rudhardt J. La definition du delit d’ impiet … S.93.
[3] В какой-то степени пародируя эти таинства, Демосфен говорит, что Эсхин, помогая своей матери Главкофее, "по ночам обряжал посвящаемых в оленьи шкуры, разливал им вино из кратеров, очищал и обтирал их грязью и отрубями и, поднимая после очищения, заставлял говорить: “бежал зла, нашел лучшее." … а днем он водил по улицам эти прекрасные сонмища людей, увенчаных укропом и белым тополем, сжимая в руках змей-горланов, размахивая ими над головой, выкликая: “эвге! Сабе!” и приплясывая при этом: “гиэс, аттес! Аттес, гиэс!”" (ХVIII, 260; cf. ХVIII, 129, 258-262; XIX, 199, 249, 281). Подобные ритуалы существовали и в других культах восточного происхождения - Великой матери богов Кибелы, а также, отчасти, Диониса и Орфея.
[4] Nilsson M.P. A history of Greek religion. Oxford, 1925. P.266; Guthrie W.K.C. The Greeks and their Gods. London, 1962. P.256 ff.
[5] Lobeck Chr.A. Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis. Vol. 1. Konigsberg, 1829. P.664.
[6] Schomann G.F. De religionibus exteris apud Athenienses // Opuscula Academica, Vol.3, Berlin, 1858. P.428-441; idem. De comitiis Atheniensium. Gryphiswaldiae, 1819. P.299.
[7] Caillemer E. La liberte de conscience a Athenes // Revue de legislation ancienne et moderne. T.1, 1870. P.341-354; idem. jAsevbeia // Daremberg Ch., Saglio E. Dictionnaire des antiquites grecques et romaines. T.1. Paris, 1877. P.466.
[8] Lipsius J.H. Das attische Recht und Rechtsverfahren. Bd.1. Leipzig, 1905. S.364.
[9] Paoli U.E. Asebia // Enciclopedia Italiana di scienza, lettere ed arti. Milano; Roma, 1929. T.4. Р.824.
[10] Marasco G. I processi d’ empieta nella democrazia ateniese // Atene e Roma, t.21, 1976. P.113-114.
[11] Caillemer E. jAsevbeia … Р.466.
[12] Например, для иллюстрации того, что стремление защищать самыми строгими мерами своих отеческих богов от каких бы то ни было посягательств существовало у всех народов, Иосиф Флавий приводит случай с Анахарсисом, которого даже скифы, "находящие удовольствие в убийстве людей и мало чем отличающиеся от диких зверей", казнили за попытку ввести у них эллинские обычаи (II, 37(262)). Геродот же уточняет, что вина Анахарсиса состояла в исполнении обрядов оргиастического культа Кибелы, перенятого им из Кизика (IV, 76).
[13] Foucart P.F. Les associations religieuses chez les Grecs. Thiases, eranes, orgeons. Paris, 1873. Р.125 ss.
[14] Foucart P.F. Les associations religieuses … Р.127 ss.; cf.134-136.
[15] Derenne E. Les proces d’ impiete intentes aux philosophes a Athenes au Ve et au IVe siecles avant J.-C. Liege; Paris, 1930. Р.224.
[16] Decharme P. La critique des traditions religieuses chez les Grecs. Paris, 1904. Р.167 ss.
[17] Rudhardt J. La definition du delit d’impiete … S.93.
[18] Foucart P.F. Les associations religieuses … S.107, 224.
[19] Caillemer E . jAsevbeia … P.466.
[20] Подробнее об этом см.: Foucart P.F. Le culte des heros chez les Grecs. Paris, 1918; Farnell L.R. Greek hero cults and ideas of immortality. London, 1921.
[21] Snodgrass A. Les origines du culte des heros dans la Grece antique // La mort, les morts dans les societes anciennes / Ed. G.Gnoli and J.-P.Vernant. Cambridge, 1982. P.107-119.
[22] Rudhardt J. La definition du delit d’ impiete … S.93.
[23] Назывались ли подобные проступки асебией точно сказать трудно, но по самому смыслу действий это безусловно, так как подобные фиасы, не подчиняющиеся напрямую жрецам этого храма, составляли конкуренцию узаконенным религиозным союзам, а строительство храмов являлось своего рода покушением на священную территорию.
[24] Rudhardt J. La definition du delit d’impiete … S.95.
[25] Как, например, в случае с Неэрой (Dem. LIX).
[26] Им позволялось почитать индивидуально других богов, так как преследовалось только посягательство на культ отеческих богов, проявлявшееся в привлечении к новому культу афинских граждан. Именно за это была обвинена в нечестии гетера Фрина, которую на суде защищал Гиперид, см.: Foucart P. L’ accusation contre Phryne // Revue de Philologie, t.26, 1902. P.212-227; Семенов А.Ф. Гиперид и Фрина. Нежин, 1911.
[27] Patterson C. The case against Neaira and the public ideology of the Athenian family // Athenian identity and civic ideology / Ed. by A.L.Boegehold, A.C.Scafuro. Baltimore; London, 1994. P.199-216.
[28] Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Ч.2. Богослужебные и сценические древности. СПб., 1997. С.59, 137.
[29] Rudhardt J. La definition du delit d’impiete … S.88.
[30] По свидетельству Фукидида благочестие (eujsevbeia) обязательным образом входило в понятие ajrethv, см.: Creed J.L. Moral values in the age of Thucydides // CQ, Vol.23, 1973, №2. P.217.
[31] Rudhardt J. La definition du delit d’impiete … S.88.
[32] Позже, сохранив, по-видимому, основную формулировку этого закона, афиняне добавили к нему еще запрет участвовать в жертвоприношениях, устраиваемых амфиктионами (Dem. XXIII, 38; cf.40).
[33] Коршунков В.А. Религиозные, судебные и политические полномочия афинского Ареопага // Античность и раннее средневековье. Социально-политические и этнокультурные процессы: Межвуз. сб. научн. тр. Н.Новгород, 1991. С.39.
[34] Dem. XXIV, 7 - ajsebeiva" grafh;n kataskeuavsa" eij" ajgw“na katevsthsen; XXII, 2 - kataskeuavsa" ajsebeiva" grafhvn.

 <<<     ΛΛΛ   

Подобного рода преступлениями были введение новых культов
Гетер по отношению к аттическим культам

сайт копирайтеров Евгений