Пиши и продавай! |
Такое понимание абсолютной тщетности твоей борьбы с обстоятельствами как бы возвышает тебя и над обстоятельствами и над борьбой. «Есть два выхода из кризиса, - объявляет герой недавнего 102 анекдота, - один более реалистичный, что прилетят инопланетяне и все наладят. Второй менее реалистичный, что мы это сделаем сами». Но "ничего на этом свете не меняется до тех пор, - заметил проницательный драматург, - пока не находятся люди, которые начинают менять". В считанные годы общество разделилось на безмерно богатых и на безмерно бедных. Но за те же годы людям, чье бездействие оправдано их жизненной философией, все чаще начали противостоять другие - считающие, что "от меня зависит". /Ну, хотя бы их собственная судьба/. Речь идет, разумеется, не о новых русских с их неумеренной жаждой приобретательства и способностью идти к своей цели любой ценой. К сожалению, те «от кого зависит», так и не стали героями на экране. Между тем от самого документалиста зависит картина мира, которую он представляет аудитории. И кого он выбирает в свои герои из тех, кто окружает его в реальной жизни. Всякий раз он несет ответственность за свои решения, даже если они и не безупречны. "Мы не всегда настолько сильны, чтобы поступать лишь по совести. Но мы должны понимать свою слабость именно как слабость» - размышляет современный философ. Часто ли, однако, признаются в своих слабостях документалисты? Вы что - взываете к личной совести? В обстоятельствах всеобщего кризиса!? Но совесть никакого отношения к обстоятельствам не имеет. Она не укладывается в формулу: чем больше условий - тем больше совести. Не ждет удобного случая и не зависит от меры вознаграждения или степени порицания. С точки зрения человека сугубо рационального, совесть /нравственность/ является крайне неудачным помещением капитала. Никакой выгоды она решительно не приносит, ибо 103 ее награда - в себе самой. В спокойной совести... Ты сделал все, что велит тебе совесть, а не все, чтобы объяснить, почему не сделал. «Тихий голос совести» заставляет журналиста совершать порою самые неожиданные поступки даже в самые тяжелые времена. Этот голос заставляет не соглашаться с тем, с чем нельзя мириться. Выступать против безразличия властей к общественным интересам или против злоупотребления властью. Публицистика не требует оправданий. Оправданий требует отсутствие публицистики. Она действенна тем, что есть. Но одновременно с самосознанием публицистики растет и самосознание телезрителя, Детонатор общественных действий становится в этих случаях детонатором общественной мысли. Вместо ожидаемых перемен, которые должны совершаться кем-то за нас, мы проникаемся пониманием своей собственной сопричастности к переменам. Пониманием того, что вместе мы умнее, чем каждый порознь. Если знание - сила, то общественное знание - сила общественная. "Телевидение формирует граждан, которыми легко управлять». Номенклатурное телевидение осуществляло эту задачу вполне сознательно. Но ничуть не хуже такого же результата достигает и телевидение, которое не ставит перед собой никаких задач. Никаких, кроме рейтинга. Кроме привлечения публики демонстрацией катастроф и сенсаций, душещипательных мелодрам и астрологических прорицаний. Чтобы как можно больше зрителей оказались перед экраном, поглощая свою ежедневную дозу страха в криминальных сюжетах. И, убедившись в неисправимости окружающего нас мира, уходили от реальности в иллюзорные страсти героев латиноамериканских серий. А на закуску получали суперзакрученный триллер или эротическую программу. И если назавтра житейское отчаяние и очередная невыплата зарплаты станут невыносимыми, - такой зритель выйдет, чтобы лечь 104 на рельсы и останавливать поезда. Пока не появятся репортеры, и не покажут его по телевидению.А.Подрабинек. Шахтер в России больше, чем шахтер. // Известия. - 1998. - 26.05 Муратов С. ТВ эволюция нетерпимости История и конфликты этических представлений журналистики 1 отечество |
|
|
|