Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Проявляет себя этот общий нравственный закон через систему внутренних побуждений человека , воспринимаемых им как голоса долга , ответственности , совести , достоинства и чести . Вместе с психологической установкой на выполнение велений , исходящих от « голосов », эти внутренние побуждения образуют достаточно надежный инструмент для реализации нравственного закона . Таким инструментом является моральная установка личности.

Моральная установка складывается на ранних этапах социализации человека при взаимодействии его с непосредственным окружением , подобно тому как она складывалась у перволюдей в момент формирования моральных отношений социума . Зависимость от окружения предопределяет разный уровень соответствия моральной установки конкретных людей общему нравственному закону и , как следствие , разный уровень их моральности . Для общества это оборачивается известными сложностями и вызывает стремление к « перевоспитанию » тех своих членов , у которых моральная установка не соответствует такому закону . Однако повышение уровня моральности личности , совершенствование моральной установки — дело в высшей степени трудное . Без желания и усилий самого « отрицательного персонажа » оно неосуществимо . Роль социальной среды в данном случае состоит в создании условий , способных побудить человека к самовоспитанию .

Еще один очень важный момент : в развитом обществе моральные отношения структурируются соответственно основным проявлениям его жизнедеятельности , образующим три относительно самостоятельных области : сферу труда , сферу быта и сферу гражданских отношений . По этой причине в моральной установке личности определяются три относительно самостоятельных блока побуждений : блок трудовой , блок бытовой и блок гражданской морали . Но все они ориентированы на реализацию в специфических условиях общего нравственного закона .

2. Профессиональная мораль возникает в процессе общественного разделения труда как механизм , обеспечивающий согласование интересов профессиональных групп и общества , и существенно отличается от трудовой морали .

Трудовая мораль направлена на поддержание согласованности интересов индивида и общества . Она регламентирует отношение человека к труду — независимо от рода деятельности — на основе моральной установки , несущей в себе общий нравственный закон и обеспечивающей его выполнение . Профессиональная же мораль определяет отношения с обществом отдельной профессиональной группы и формируется на базе профессионального сознания этой группы . Ориентируя трудовое поведение специалистов на некие стандарты личностных и групповых проявлений , сложившиеся в виде одной из сторон способа деятельности и зафиксированные в той или иной форме профессиональным сознанием групп , профессиональная мораль опирается на общую моральность человека . Однако предписания профессиональной морали не имеют императивного характера . Она формулирует для индивида именно ориентиры , рекомендации , способные регулировать его поведение через самостоятельный моральный выбор , причем регулировать настолько , насколько позволяют его обща " моральность , достигнутый уровень профессионализма и реальные условия деятельности .

Случаи , когда моральный выбор в ходе деятельности осуществляется специалистом на базе принятых стандартов автоматически , означают , что данный член трудовой группы достиг в своем профессионально - нравственном развитии высшей отметки : у него сложилась дополнительная , профессионально ориентированная моральная установка , согласующаяся с основной моральной установкой , а главные профессионально - нравственные ориентиры обрели силу императивов .

3. Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали , содержащую две составляющих : теоретические исследования ( теоретическая этика ) и нормативные разработки ( нормативная этика ).

Теоретическая этика изучает сущность морали , ее роль и место в обществе , функции , механизм действия , ее основные компоненты ( прежде всего моральное сознание и моральное поведение ), характер связи между ними , структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом . Кроме того , теоретическая этика выявляет содержание ценностных оснований морали ( благо , добро , зло , смысл жизни , счастье ), разрабатывает шкалу моральности ( идеал — добродетель — порок ) и определяет ее критерии . В контакте с психологией и социологией она исследует реальный уровень моральности общества ( нравственность ) и влияющие на него факторы .

Нормативная этика концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания , которые отражают побуждения , входящие в моральную установку человека . Уточняя , систематизируя , конкретизируя их , трансформируя в определенные рекомендации , нормативная этика разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества .

4. Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности , выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов . На основе тех вариантов личностных проявлений , которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности , профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения , оформляемые в виде специфических документов — клятв , уставов , кодексов .

Потребность в таких стандартах для разных видов деятельности различна , поэтому формирование профессиональной этики идет неравномерно и на протяжении длительного исторического периода автономно от общей этики . Фактически только в последнее столетие профессиональная этика осознала свои глубинные связи с общей этикой и стала развиваться как ее часть , расширив свой предмет и круг задач таким образом , что внимание исследователей сосредоточилось и на разработке теоретических аспектов профессиональной морали .

5. Профессиональная мораль в журналистике начала складывается вместе с журналистской деятельностью . Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую , завершился же он лишь на рубеже XIX и XX вв ., когда были созданы первые кодексы и профессионально - нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования .

С тех пор процесс кодификации норм поведения , сопровождаемый развитием внутрикорпоративного контроля за их соблюдением , становится постоянной линией борьбы журналистского содружества за единство профессионально - нравственной позиции в своих рядах . Тем самым он оказывается и формой борьбы за незыблемость общественного значения журналистики , за высокий авторитет и престиж профессии .

Журналист , осваивая в ходе профессионального становления постулаты профессиональной морали , вступает с коллегами в профессионально - нравственные отношения , которые , в отличие от моральных отношений как таковых , предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение . Однако это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия , поскольку цель его — не принуждение , а побуждение . Внимание корпорации к поведению того или иного специалиста предполагает помощь ему в осознании связей между ним как членом профессионального содружества и обществом , между его деятельностью и жизнью социума , между моральными ценностями общества и профессионально - нравственными ценностями .

В странах с развитыми демократическими традициями профессиональная мораль журналистской общности существует в виде взаимодействия надличностных и личностных форм профессионально - нравственного сознания трудовой группы , индивидуального профессионального поведения и корпоративной реакции на него , коллективного поведения и реакции на него отдельных членов группы . Вследствие этого профессиональная мораль оказывается и средством укрепления внутрикорпоративных связей , и средством оптимизации отношений журналистики с обществом , и стимулом к дальнейшему развитию способа журналистской деятельности .

В случаях , когда в механизмах саморегуляции социума возникают сбои , профессиональная мораль , являясь звеном этих механизмов , тоже дает сбои , и это порождает кризисные ситуации в журналистской корпорации , отрицательно сказывается на состоянии журналистики , вызывая серьезные претензии к ней со стороны общества . Подобный период сегодня переживает журналистский корпус России .

6. Профессиональная этика журналиста , подобно другим видам профессиональной этики , начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности . Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально - нравственных представлений , которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества . Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии . Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов . Однако открывшиеся в итоге большие возможности в силу конкретных социальных условий удалось использовать далеко не всему журналистскому « цеху » мирового сообщества . В частности , в России естественный процесс функционирования журналистики , развития ее профессиональной морали и этики был нарушен настолько сильно , что , когда возникла новая социально - историческая ситуация , позволившая ей восстановить свою природу , журналистский корпус с профессионально - нравственной точки зрения оказался не готов к этому . Изъяны в механизмах функционирования профессиональной морали привели к тому , что сразу же после бурного , но короткого подъема в деятельности российских СМИ , вызванного новой ролью и новыми возможностями журналистики , обозначились явные признаки неблагополучия : снижение качества массовых информационных потоков , осложнения в отношениях журналистов с обществом , нарушение внутрикорпоративных связей .

7. Для восстановления механизмов функционирования профессиональной морали журналистскому цеху России крайне важно осознать себя частью мирового журналистского сообщества и соотнести его профессионально - нравственный опыт со своими сегодняшними проблемами . Помочь ему в этом может и должна профессиональная этика как наука , поскольку она способна обобщить , систематизировать такой опыт и выработать на его основе соответствующие рекомендации .

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

К главе I

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Творческий потенциал журналиста
Особенностью социальных систем является наличие переплетенных контуров регулирования
Заказухой на профессиональном журналистском сленге называют материалы
Дриблинговая политическая позиция 114 Чувство базисного доверия э общественной стороны

сайт копирайтеров Евгений