Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Она выясняет, какая из систем построения местных финансов соответствует тем или другим экономическим условиям.

Финансовая политика ставит своей задачей научное обоснование проведения в жизнь новых финансовых институтов. Финансовая политика берет выводы финансовой теории и доказывает возможность использования их на практике. При проектировании финансовых мероприятий финансовая политика прежде всего должна установить, что новые финансовые институты при своем осуществлении не повлекут уменьшения темпа развития производительных сил, что они в данный период будут достаточны, чтобы удовлетворить коллективные потребности союза, что новые финансовые институты дадут возможность дальнейшего более быстрого роста хозяйства публично-правового союза. Отсутствие резких границ между финансовой теорией и финансовой политикой объясняется еще и давлением практики”***.

А. И. Буковецкий подводит определенный итог дискуссиям о содержании финансовой науки. “Финансовая наука долгое время не имела твердо установленного содержания. Первоначально полагали, что в нее должно входить только учение о доходах публично-правовых союзов. Долго шел спор о государственных расходах. Пренебрежение государственными расходами привело к тому, что учение о расходах публично-правовых союзов в современной финансовой науке находится в зачаточном состоянии. Изучение же финансовой науки должно начинаться с учения о расходах публично-правовых союзов. Вторым отделом финансовой науки является учение об обыкновенных и чрезвычайных доходах. Учение о доходах - наиболее старый отдел финансового знания и наиболее разработанный отдел современной финансовой науки. Третьим отделом является учение о публичном кредите, изучающее кредитные операции публично-правовых союзов. Четвертым отделом является учение о бюджете. Пятым отделом будет учение о финансовом контроле. Шестой отдел - учение о финансовом управлении. Седьмой - учение о местных финансах и восьмой - учение о союзных и федеральных финансах. Девятым отделом финансовой науки является учение о финансовом управлении или администрации”*7*.

*** Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку, с. 41. 42, 45. 49. ^Там же, с. 50.

А. И. Буковецкий как исследователь стоит на позициях Ф. Нитти, включая в предмет финансовой науки не только государственные финансы (федеральные), но и региональные (губерния в России), и местные (уезд, город).

В заключение скажем, что содержание и структура финансовой науки, сложившаяся к 20-м годам XX века, получила свое дальнейшее развитие. В настоящее время объектом финансовой науки являются не только государственные финансы, но и финансы предприятий и корпораций.

Итак, на рубеже XIX - начала XX в. финансовая наука определила свой предмет как финансы государства. Хотя финансы других публично-правовых союзов и были включены в предмет науки, но их содержательная разработка относится к более позднему периоду. Эволюция взглядов на финансовое хозяйство государства, на его задачи и функции связана в своей основе и с эволюцией взглядов на роль государства в экономике и с общей теорией государства.

Первые трактаты по государственному управлению появились в эпоху меркантилизма в Германии начала XVII в. Наука государственного управления получила название “наука о полиции”. Термин “полиция” трактовался как искусство государственного управления, а деятельность государства именовалась полицейской. Теория полицейского государства была разработана X. Вольфом (1679-1754). В соответствии с этой теорией “вся деятельность государства определяется нравственными целями человека. Государство имеет право употреблять все нужные средства, чтобы каждый его член исполнял свои обязанности, и никто не ставил бы своей частной пользы выше общественной. Государство следит за тем, чтобы рост народонаселения не опережал роста средств пропитания. Оно имеет попечение о том, чтобы подданные стремились к добру. В поддержании “естественного закона во имя нравственного совершенства государство простирает свою руку на все: входит в мельчайшие подробности образа жизни подданных, следит за тем, чтобы каждый в пище и одежде исходил из своего имущественного и общественного положения. Во имя блага общественного правители должны следить за тем, чтобы подданные были набожны и почитали Бога. Демократия - правление черни. Простолюдину не под силу судить о государственных делах, так как он недостаточно тверд в добродетели, чтобы предпочитать общую пользу частной, собственной”*1*.

***Фридман М. Конспект лекций по науке о финансах, СПб., 1910, с. 15.

Наука о полиции охватывала все внутренние функции государства, в том числе и управление государственным хозяйством.

Идеи полицейской деятельности государства позднее развивались во Франции и в Германии (Ф. Юсти и И. Зонненфельс). Учеными этих стран были поставлены вопросы благосостояния государства, функций государственного управления.

Развитие философии и политэкономии конца XVIII в. позволило сделать шаг вперед в учении о государстве. От государства стали требовать, чтобы оно признало неприкосновенным личное достоинство гражданина, его права и свободы. В различных странах Европы, а позднее и в России стала разрабатываться концепция правового государства. Изменения, которые в последующем произошли в государственном управлении, повлияли и на предмет науки о нем. Прежние названия “полиции” и “полиции благосостояния” утратили свое первоначальное значение. Для обозначения всей совокупности функций государства стали употреблять термин “Административная деятельность”, а термин “полиция” сохранился только для обозначения деятельности государства по обеспечению безопасности граждан и имущества. Теоретической основой концепции правового государства послужили экономические теории физиократов, У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, взгляды И. Канта и др.

Учение меркантилистов, предоставлявшее государству неограниченную власть и в сфере экономической, где оно, содействуя развитию промышленности и торговли, регламентируя жизнь и деятельность подданных, должно было сделать их богатыми и счастливыми, господствовало в условиях нарождающегося капитализма. Новые формы промышленности требовали поддержки, но когда они выросли и окрепли, система регламентации и опеки стала для них обременительной и вызвала протест. Во Франции, где меркантилизм имел наиболее крайние формы, такая реакция сказалась раньше и сильнее. Накануне 1680 г. один из депутатов от купечества (Франсуа Лежандр) в разговоре с Ж. Б. Кольбером (министром финансов Франции) произнес знаменитую фразу: “Laisser noasfaire - дайте нам самим действовать”, которая позднее становится лозунгом физиократов*2*.

*** Фридман М. Конспект лекций по науке о финансах, СПб., 1910, с. 18.

Стремящееся регламентировать все отношения подданных правительство оказалось неспособным удовлетворительно справиться с этой задачей. Содержание двора поглощало огромные сумы, дефицит бюджета стал хроническим явлением, долги Франции достигли огромных размеров, казна была пуста, процветало взяточничество чиновников. Большая часть денег, собранных с налогоплательщиков, шла на покрытие издержек взимания. Аристократия и духовенство, которые владели двумя третями земли, не несли прямых налогов и обладали рядом привилегий, от чего возрастала тяжесть бремени простого народа. Поголовный налог и многочисленные феодальные повинности поглощали до 82% валового дохода крестьян. Покровительствуя обрабатывающей промышленности, правительство по преимуществу землевладельческой Франции мало заботилось о сельском хозяйстве, и деревенское население в конце XVIII в. испытывало постоянный голод.

В таких условиях необходимой предпосылкой прогресса должно было стать сужение сферы деятельности государства, ограничение его вмешательства в экономическую жизнь, что нашло свое отражение в учении физиократов. Их доктрина была оценена современниками одним словом — “свобода”.

Ф. Кенэ и его ученики исходили из идеи о космическом порядке, универсальной гармонии, которой одинаково подчинены материя и человечество. Государство не должно мешать действию законов, создающих естественный порядок, наиболее выгодный человеческому роду, устанавливающих естественное право всех людей. Эти вечные, неизменные законы подчиняют себе всякого разумного человека. Государство должно способствовать пониманию этих законов посредством организации просвещения, должно соблюдать и охранять их, но его попытки вмешиваться в сложный механизм общественной жизни лишь портят благой порядок, установленный Богом. Пусть порядок и честность установятся в администрации, пусть предоставят каждой вещи ее естественное течение, тогда увидят выполнение всех принципов по самому внутреннему порядку вещей.

Правительство должно убирать преграды с пути, предоставляя полную свободу конкуренции. Люди добры по природе и благородны. Возможность осуществлять свои желания в условиях “свободной и безграничной конкуренции” создает гармонию, наилучший порядок, возможный на земле. Это применимо к отношениям не только внутри государства, но и к отношениям с другими странами. Естественная торговая политика - это свободная и безграничная конкуренция, доставляющая каждой нации наиболее возможное число покупателей и продавцов, чтобы обеспечить им самую выгодную цену в продажах и покупках.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Переложение налогов представляет собой тот случай
Повышение установленных налогов
Становление бюджета доходов парламента
Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов 3 справедливости
И разориться вследствие введения нового косвенного налога

сайт копирайтеров Евгений