<<< ΛΛΛ >>>
развернутую метафору, в которой происходила своего рода перекличка
человеческого микрокосма и макрокосма чувственной природы. Близость с целым
рядом идей Валери, выработанных им в зрелые годы, совершенно очевидна.
Следует добавить, что эти идеи, питающиеся древней натурфилософской
традицией, уже развивались как следствие определенного мирочувствования
Блейком, Вордсвортом, Кольриджем, Шелли и немецкими романтиками (см.,
например: В. Жирмунский, Немецкий романтизм и современная мистика, Спб.,
1914, стр. 39-- 58). Даже отмеченное Р. Якобсоном постоянное употребление
Пастернаком метонимии, когда объект поэзии "размывается", а сливающийся с
ним ее субъект, лирический герой, сводится к смене чувственно-эмоциональных
"состояний", может быть поставлено в связь с той же традицией, которая,
особенно в 30-е гг., родственно трансформировалась в усложнившихся взглядах
Валери на потенциальный плюрализм человеческого "Я" и его назначение в
искусстве.
Примечательно в этом плане, что идея "поющего состояния", особенно
применительно к живописи, подразумевает теперь пререфлективную органичность
чувственных ассоциаций в зрительном ощущении: явление, на которое вслед за
Гете указывали в нашем веке П. А. Флоренский, В. В. Кандинский, А. Ф. Лосев,
П. Клее.
<<< ΛΛΛ >>>
Сводимые ни ксубъективному произволу эстетизма хождение выражения Из числатех проблем Валери П. Об искусстве культурологии 2 необходимо Художникпревратился в бессознательное орудие Кто создает прекрасное произведение поисков сознание
|