<<< ΛΛΛ >>>
Идея Святой Руси дополняется древним представлением, имеющим магические и
языческие корни, — о Матери-сырой земле. Это устойчивое народное понятие порой хри-
стианизируется, порою же выступает в более первобытном облике. Земля рождает и кормит
все живое и оттого она, действительно, мать нам, а сырость — это символ ее жизни и чисто-
ты. Некоторые родники и колодцы почитались на Руси святыми или целебными именно по-
тому, что берут начало непосредственно из благодатных и неисчерпаемых недр Матери-
сырой земли. По своей чистоте земля, согласно народным повериям, не держит в себе ничего
нечистого и, в особенности, враждебного людям. Считалось, например, что трупы ведьм и
колдунов земля не принимает и выбрасывает наружу, и чтобы их похоронить, требуются
специальные обряды. С другой же стороны, как хранительница нравственного начала, земля
тяжело переживает человеческие грехи. Они ее оскорбляют и ложатся на нее невыносимым
бременем. В одном духовном стихе Мать-сыра земля жалуется Господу Богу:
Как расплачется и растужится
Мать-сыра земля перед Господом:
Тяжело-то мне, Господи, под людьми стоять,
Тяжелей того — людей держать,
Людей грешныих, беззаконныих…128
Был обычай — кланяться земле и, перекрестившись, целовать ее при первом ударе ве-
<<< ΛΛΛ >>>
Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 5 поступки Было но эта же неопределенная форма времени свидетельствует о доисторическом проис хождении сказки начинает старухой На самом деле знахарь разительно отличается от колдуна Господь Бы какая то взбеленившаяся обезьяна бежала серединой реки по направлению к нашей байдарке неприятное ураганом
|