<<< ΛΛΛ >>>
народной фантазии. Разумеется, это не религия в настоящем смысле слова, это суеверия, то
есть что-то недостоверное, ложное, связанное с игрою ума и воображения. И вместе с тем
это сама плоть искусства и жизни русского крестьянина на протяжении веков.
В образе русского Домового совмещаются черты мудрого старца, который все знает и
обо всем заботится, и маленького ребенка. Само это сочетание говорит о многом. О том, что
Домовой воплощает собою народ в его исторической давности и вечном младенчестве. Это
олицетворение дома, в котором рождается, живет, умирает и вновь рождается человек. И по-
тому Домовой привязан к дому даже более прочно, чем люди — реальные, но временные хо-
зяева и обитатели. Домовой это постоянный, от начала века и до конца, главный жилец в до-
ме. К дому, как таковому, он более привержен, чем к его постояльцам. Потому с Домовым
начинаются проблемы при всяком переезде. Если его забудут взять с собою, он останется
жить на старом пепелище, даже когда изба развалилась, несмотря на то, что любит и очень
ценит теплое жилье, печку85. Бывали случаи, когда русские переселенцы в Сибирь забывали
взять своего Домового. И потом в этом пустом, брошенном доме, по свидетельству очевид-
цев, он страшно тосковал, мучился, плакал и не мог утешиться, но сам не двигался с места.
Этнографы записали случай, который в конце прошлого века произошел в Орловской губер-
нии. Там во время пожара сгорела вся деревня. И вот осиротевшие домовые так затосковали,
что целыми ночами слышались их плач и стоны. Тогда погоревшие мужики решили прежде
<<< ΛΛΛ >>>
Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 5 человек Главной лечебницей в этой болезни была церковь Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 7 подобно Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 1 наименее Искусства для искусства
|