<<< ΛΛΛ >>>
При слове «утеночек» (да еще — защипанный) вспоминается знаменитая сказка Ан-
дерсена о гадком утенке, построенная безусловно на фольклорной основе. Как все мы пом-
ним, «гадкий утенок» в сказке Андерсена — это будущий лебедь, самая прекрасная птица,
которая в детстве, да еще в обществе уток, представляется самой уродливой. И вот эту схе-
му — схему «гадкого утенка» — допустимо распространить на весь сказочный мир — в
смысле выбора истинного героя сказки. Ибо очень часто сказочный герой вначале — это
«гадкий утенок», который потом, в ходе развития сказки или в ее финале, превратится в пре-
красного лебедя и всех превзойдет. Итак, исходная точка сказочного героя — это самое худ-
шее, что достается человеку. Это крайнее унижение, уродство, нищета и сиротство, хуже ко-
торого ничего нет для ребенка. И вот героем и героиней многих сказок выступает сирота или
дитя, отвергнутое и проклятое своими родителями. И жизнь ему на первых порах достается
самая худшая. Его все бьют и все презирают. И в помощники себе герой избирает подчас са-
мое худшее существо или самый непривлекательный предмет. Скажем, из трех ларцов, по-
22 Там же, с. 6.
13
ставленных на выбор, героиня берет себе самый простой и некрасивый. И, конечно же, по-
том оказывается, что это и есть самый настоящий, волшебный ларец. Также постоянно случа-
ется, что прекрасная царевна (и это опять-таки младшая дочь) из всех женихов выбирает се-
бе самого худшего, который и оказывается сказочным героем. Так же, как выбирая коня
(волшебного коня), по указанию свыше герой покупает себе самую плохую лошадь. Это про-
тиворечит всем правилам и предписаниям практической жизни. Ведь и крестьянин, и воин-
богатырь искали себе самого лучшего коня. И проблема выбора и покупки коня была самой
<<< ΛΛΛ >>>
Конечно главное свойство Мышление по аналогии праздник аналогии Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 8 особенно По улице идет убогий старичок соседей милиционера Грезит русская земля крещения духовные
|