<<< ΛΛΛ >>>
рит. Причем Никола, мы видим, перехитрил Илью и несколько раз его обманул. Однако об-
135 Народные русские легенды, собранные А.Н.Афанасьевым. — М., 1859, с. 39–42.
101
ман и хитрость Николы — во спасение человеку, и потому образ Николы и все сказание про-
никнуты добрым юмором.
Наконец, мы видим, как просты, как непосредственны и как подчас примитивны
взаимоотношения между святыми угодниками и русским народом. Они строятся на взаим-
ной выгоде, по принципу: ты — мне, я — тебе. Святому можно и нужно угодить, поставив
свечку. За эту свечку он тебя наградит. Мужик как будто подкупает святого, и в этом прояв-
ляется безусловно здравый смысл и практицизм народа, который и сам живет во многом су-
губо практическими, хозяйственными интересами, и религию склонен трактовать на свой
житейский манер. Потому и святые угодники на Руси, сойдя с небес, ведут себя очень по-
земному. Однако, с другой стороны, эта примитивность религиозных представлений народа
говорит не только о его невежестве или грубости, но и о детской чистоте этой веры. Свеча,
поставленная тому или иному угоднику, это материализованный образ веры.
Русский народ не любил отвлеченных рассуждений на богословские темы, а просто —
верил, не рассуждая и не вдаваясь в глубину религиозных предписаний. Эта простота и не-
посредственность веры таила свои опасности — например, извращения христианской веры
на языческий лад. Но в этом же заключалась определенная сила и красота народной веры.
<<< ΛΛΛ >>>
Христос погружается в воду В призна ки истинной веры на руси обязательно входит богородица крещеная богородица Если во всех рус ских реках купается христос в момент своего крещения Затем девушка проходит по ладоням мужчин При всем том 96 воскресение христово самый главный
|