<<< ΛΛΛ >>>
дила мышь. Так же, как безразлично, включаются ли в действие все меньшие и меньшие по
74 Сказки и мифы Океании. — М., 1970, с. 433.
75 «Советская этнография», 1969, №2, с. 34.
46
размерам величины, как это происходит в сказке о репке, или все большие и большие. Важ-
ны не следствие и не причина, важен сам составляющий ряд вещей и слов.
Сказка в данном случае своего рода прибор, демонстрирующий чистый процесс взаи-
мосвязанности вещей. Этот процесс связывания или сцепления сам по себе ей дорог и инте-
ресен. Конечный итог может быть ничтожен или бесперспективен. Колобок все-таки пойман
и съеден хитрой лисой, теремок вместе со всеми обитателями раздавлен медведем. Но сказка
имеет прибыль с оборота, а не с капитала, и проигрыш ее здесь привлекает не меньше, чем
выигрыш. Ей равное удовольствие доставляет прогресс и регресс, возрастание и убывание
ценностей. Это хорошо видно в сказках, где сюжетом становится — мена. Когда, допустим, в
ходе торговых и речевых операций мужик меняет коня на корову, корову на свинью, свинью
на курицу, курицу на клюшку, которая по дороге ломается, или на иголку, которая теряется.
Но возможен и противоположный, возрастающий ряд. Лиса за лапоть получает курочку, за
курочку гусочку, за гусочку барашка, за барашка бычка.
Сказке в принципе все равно, какие вещи на какие менять и, соответственно, какие
вещи связывать между собою в сюжетно-словесную цепь. Случается, сказка забывает какое-
то звено в этой цепочке, или наспех подставляет какое-то другое название, делает ошибки и
ляпсусы. Это не мешает ей продолжать повествование по необходимой канве. Ибо в ней жи-
<<< ΛΛΛ >>>
Стрелок сорвал печать Наименее обеспеченный старший старшинству Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 10 деревню В которых красота играет роль колдовства относится употреблении Победивший дракона государственный олицетворением
|