Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

78


пародирования служит движение, но сущность его одна и та

же. В английской кинокомедии «Приключения мистера-Пит-

кина в больнице» артист, переодевшись в платье медсестры, проникает в больницу. Чтобы скрыть, что он мужчина, он очень похоже и очень искусно подражает женской походке. Он ходит на высоких каблуках и несколько преувеличенно раскачивает бедрами. Зрители видят его фигуру сзади, и хо хот раздается всеобщий.

В различных курсах поэтики чаще всего говорится о лите ратурных пародиях и даются соответствующие определения. Появление пародии в литературе показывает, что пароди руемое литературное направление начинает себя изживать. Но литературная' пародия — частный случай пародирова ния. Литературные пародии имелись уже в античности: «Война мышей и лягушек» — пародия на «Илиаду». О том, какое распространение литературная пародия имела в сред ние века, очень обстоятельно пишет М. Бахтин (Бахтин, 34). Козьма Прутков высмеивает увлечение испанским ко лоритом, имевшее место в русской поэзии в 40-х годах.

Непревзойденным мастером пародии был Чехов 4 . Убеж денный реалист, Чехов пародирует романтически взвинченный стиль Виктора Гюго, фантастику Жюля Верна, пароди рует детективные романы и т. д. В этих случаях действи тельно пародируется индивидуальный стиль писателя, но этот индивидуальный стиль есть вместе с тем признак известного направления, к которому принадлежит писатель, и это-то направление высмеивается с точки зрения эстетики нового направления 5 . Высмеиваются также недостатки и текущей литературы.

Пародия — одно из сильнейших средств общественной сатиры. Чрезвычайно яркие примеры этого дает фольклор. В

4 См., например: «Летающие острова», «Шведская спичка», «Тысяча и
одна ночь», «Что чаще всего встречается в романах» и др.

5 См. П. Берков. Из истории русской пародии XVIII — XX вв. —
«Вопросы литературы», вып V . Изд-во АН СССР, 1957, с. 220—268.

79

 


мировом и русском фольклоре имеется множество пародий на церковную службу, на катехизис, на молитвы.

Пародия смешна только тогда, когда она вскрывает внут реннюю слабость того, что пародируется.

От пародий следует отличать использование форм общеиз вестных произведений в сатирических целях, направленных не против авторов таких произведений, а против явлений общественно-политического характера. Так, например, «Памятник» Пушкина или «Колыбельная песня» Лермонто ва не могут быть подняты на смех. В 1905 году в ходу было много различных сатир, по форме подражавших Пушкину и Лермонтову. Но это не сатиры на них, и в этом их отличие от литературных пародий. В журнале «Сигнал» за 1905 год был помещен сонет, который начинался так:

Палач, не дорожи любовию народной!

Сонету предпослано посвящение: «Посвящается Трепопу» (Трепов — петербургский генерал-губернатор с чрезвычай ными полномочиями). Против него, а не против Пушкина направлена сатира. Стихотворение Н. Шебуева «Журналис ту» (на мотив «Горные вершины») говорит о лживом обещании свободы слова в царском манифесте и предупреждает журналистов, чтобы они не верили ему:

Подожди немного, Посидишь и ты!..

(Народно-поэтическая сатира, 403).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре по поводу сказки о Несмеяне культуры 7 приключения
Карикатуры на характеры
В комедии бедность
Включены в повествование поцелуев поручик
Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре по поводу сказки о Несмеяне культуры 5 мужчина

сайт копирайтеров Евгений