Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Еще иллюстрация. Многие исследователи пытал понять, почему именно в Европе родился капитализм. Ответ на этот вопрос немецкому историку и социологу пришлось искать в мире культуры. Он видел генезис капитализма в протестантском этосе, особой настроенности людей. Протестантский этос — это своеобразный комплекс ценностных, жизненных и практических установок. Он возник в XVI в., кот, начался пересмотр средневековой культуры в соответствии с потребностями нарождающейся буржуазии.

М.Вебер оспорил привычные для нас положения Маркса о происхождении капитализма как результате появления частной собственности. Чтобы осознать ситуацию, которая сложилась сейчас в России, неплохо бы обратить внимание на некоторые немарксистские ходы мысли, получившие признание во всем мире. По мнению Вебера, чтобы понять, отчего происходят общественные сдвиги, надо вообще выйти из сферы экономики и политики в широкую сферу человеческих предпочтений, культурных установок.

Попробуем вслед за Вебером разобраться: почему именно в Европе в конкретный миг ее истории образовался капитализм? Оттого, что появилась частная собственность? Ничуть не бывало: она существовала и прежде. Сложился, наконец, рынок? Да это вообще древнейшее достояние человечества. Может быть, широкое распространение банков, как в современной России? Нет, нечто подобное существовало в Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах далекого прошлого, средних веков и нового времени. Однако этого не случилось.

Фактически для рождения капитализма недоставало только одного компонента. Особой психологической на­строенности людей и специфических этических правил. Они-то как раз и родились вместе с протестантизмом, с разновидностью христианства, которая возникла в период Реформации. Нравственные предпочтения людей той поры, их жизненные правила получили название — протестантский этос... У людей появились святыни, которые определяли их повседневное поведение.

«Современный человек, дитя европейской культуры, — отмечает М.Вебер, — неизбежно и с полным основанием рассматривает универсально-исторические проблемы с вполне определенной точки зрения. Его интересует прежде всего следующий вопрос: какое сцепление обстоятельств привело к тому, что именно на Западе, и только здесь, возникли такие явления культуры, которые развивались — по крайней мере, как мы склонны предполагать — р направлении, получившем универсальное значение».

Однако, в самом ли деле универсальное значение? Сегодня процесс модернизации, то есть преобразования мира по западному образцу, наиболее успешно проходит в Дальневосточном регионе, объединенном общими цивилизационными чертами. Теперь уже об-Щепризнано, что «экономическое чудо» сначала Японии, затем Южной Кореи, сегодня Китая и других сопредельных обществ связано с конфуцианско-будциН скими ценностями этих обществ, которые — в отличи от того, что только что сказано вслед за Вебером -оказались отнюдь не противопоказаны социальному} экономическому динамизму.

Означает ли это, что закономерности историческ процесса надо искать не в культуре? Риккерт считал, Веберу удалось бы найти ответы на многие вопро если бы он создал «генерализирующую науку о культ ре». Вопросов для такой культурологии множество. «П чему только на Западе еще за несколько столетий до н„ начался процесс возникновения современной науки с специфическими особенностями — рациональным док зательством в геометрии, математическим обоснован естествознания, рациональным экспериментом, Праг тической историей и тл. и т.п.? Ведь в древнем Вави не и Египте, в Индии и Китае также существов наука; она накопила массу фактических наблюдений однако, была лишена указанных особенностей, поя шихся отчасти в древней Грецид, а отчасти в эпоху рождения. Как объяснить это?».

Скажем и о других жгучих современных проблем Американский политолог Самуэль Хантингтон напс тал статью, которая сейчас обсуждается во всем ми{ Исследователь полагает, что судьбы XXI века впрям) зависят от культурологии. Грядет столкновение ций лизаций, которое будет определять перспективы мщ Так ли это? Чтобы ответить на эти вопросы (проблем столкновения цивилизаций в нашей книге посвящев специальная глава), надо разобраться, что такое лизация, как она развивается, в чем обнаружив механизмы культурной идентичности и т.д.

Диктат культурологии

Так что же — диктат культурологии? тим так: все многообразие философских подходов окружающему миру может быть, как нам кажется, ti пйлогизировано. В истории мировой философн можно проследить различные мировоззренческие ус новки, в зависимости от того, какому феномену otj ется безусловный приоритет: Богу, природе, социу логосу, человеку, культуре. Религиозные философе» направления рассматривают в качестве высшей цен ности — Бога. Это — теоцентризм. Логоцентрическая картина мира связана с утверждением приоритета Логоса, который был назван В. фон Вейцзеккером «рабовладельцем Запада». Истоки этого видения мира — в античной философии. Теперь природоцентризм (кос-моцентризм). Философы натуралистической ориентации исходят из культа природы, космоса. Наконец, многие философы оценивают мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания.

В нашей работе мы, условно говоря, будем исходить из культуроцентризма. Нам представляется важной попытка взглянуть на историю через культуру, через совокупный духовный опыт человечества. Такой подход позволит актуализировать многие философские и социологические знания. Он не претендует на монополию, но стремится выявить собственные эвристические ресурсы.

Литература

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.: 1979.

Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. М.: 1979.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли /Под ред. П.С.Гуревича М.: 1993.

Бенедикт Р. Образы культуры /Человек и социокультурная среда. М.: Вып.2. — 1992. Введение в культурологию. — 4.1. М.: 1995. Гуревич П.С. Неповторимые грани культуры /Человек и социо-пультурная среда. Вып.2. — М.: 1992.

Гуревич П.С. Невостребованный Диоген /Дружба народов: 1994. - № 1.

Левинас Э. Философское определение культуры. 4.1. — М.: 1988.

Лобкович Н. Философия и культура: перспективы /Общество и культура: Философское осмысление культуры. — 4.1. — М.: 1988.

Орлова Э.А. Руководство по методологии культуро-антропологи-ческих исследований: М.: 1991. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: 1989.

Вопросы для повторения

Что такое философия культуры? Почему Н.А.Бердяев считает философию самой незащищенной

стороной культуры?

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Теоретический конструктЧто такое культуроцентризм Чем отличаются формационный человека человечества
Кропотливо удостоверены известными эмпирическими фактами двадцати одной исследованной цивилизации
Универсальную цивилизацию
Человек из активно функционирующего животного использующего орудия
Культурных установок

сайт копирайтеров Евгений