Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

l'iconographie de la fin du XVI-e siecle, du XVII-e, du XVIII-e siecle (Paris: Colin, 1932). С мифологическими темами в искусстве, изучению которых посвящены работы Аби Варбурга и его школы, знакомит книга одного из ее последователей: Jean Seznec. The Survival of the Pagan Gods (Princeton U.P., 1953; переизд. 1972). Блестящая интерпретация символики ренессансного искусства дана в трудах Эрвина Панофски (Е. Panofsky) Studies in Iconology (New York: Harper and Row, 1972), Meaning in the Visual Arts (New York: Doubleday, 1957; переизд. Harmondsworth: Penguin, 1970), а также Фрица Заксля (F. Saxl); см. его книгу A Heritage of Images (Harmondsworth: Penguin, 1970). Я тоже опубликовал сборник эссе на эту тему: Е.Н. Gombrich. Symbolic Images (London: Phaidon, 1972; 3-е изд., Oxford, 1985; переизд. London, 1995).
Для интересующихся христианской и классической символикой существует несколько справочных изданий, например: Джеймс Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. Перев. А. Майкапара (М.: Крон-Пресс, 1996), G. Ferguson. Signs and Symbols in Christian Art (Oxford U.P., 1957).
В изучение трактовки некоторых тем и мотивов в западноевропейском искусстве свой весомый вклад внес Кеннет Кларк (К. Clark); см., в частности, его книги Landscape into Art (London: John Murray, 1949; переработ. изд., 1979) и The Nude (London: John Murray, 1956; переизд. Harmondsworth: Penguin, 1985). Исследованию такой темы, как натюрморт, посвящен труд Шарля Стерлинга: Charles Sterling. La nature morte. De l'antiquite a nos jours (Paris: Tisne, 1952).
СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Условия социальной жизни, влияющие на развитие стилей и направлений в искусстве, чаще всего интересуют ученых марксистской ориентации. Среди них наибольшую широту подхода обнаруживает Арнольд Хаузер (A. Hauser), автор книги A Social History of Art (2 vols., London: Routledge and Kegan Paul, 1951; нов. изд. 4 vols., 1990). См. об этом также статью в моей книге: Meditations on a Hobby Horse (London: Phaidon, 1963; 4-е изд., Oxford, 1985; переизд. London, 1994). Более специальным проблемам в этой области посвящены работы: Frederick Antal. Florentine Painting and its Social Background (London: Routledge and Kegan Paul, 1947); J.J. Clark, Image of the People: Gustave Courbet and the Revolution of 184S (London: Thames and Hudson, 1973). Недавно в данной сфере появилась новая тема - роль женщин в искусстве; см.: Germaine Green. The Obstacle Race (London: Secker and Warburg, 1979; переизд. London: Pan, 1981); Griselda Pollock. Vision and Difference: Feminity, Feminism and the Histories of Art (London: Routledge, 1988). Некоторые из нынешних историков,

призывающих сосредоточить внимание на изучении социальных аспектов, своим лозунгом избрали термин «новая история искусства»; см. антологию под этим названием: New Art History. Ed. A.L. Rees, Frances Borzello (London: Camden, 1986). В стремлении избегать эстетических оценок как слишком субъективных этих историков намного опередили археологи, ибо для них предметы искусства прошлого всего лишь свидетельства об определенной культуре. В этой связи см. недавно вышедшую антологию Art in Modern Culture. Ed. Francis Frascina, Jonathan Harris (London: Phaidon, 1992; переизд. 1994).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В психологии существует несколько школ, которые по-разному рассматривают вопросы психологии искусства. О теории искусства Фрейда и его последователей я написал несколько эссе, вошедших в мои книги: Psycho-Analysis and the History of Art. - см.: Meditations on a Hobby Horse (London: Phaidon, 1963; 4-е изд, Oxford, 1985; переизд. London, 1994); Freud Aesthetics. - см.: Reflections on the History of Art (Oxford: Phaidon, 1987); Verbal Wit as a Paradigm of Art: the Aesthetic Theories of Sigmund Freud (1856-1939). -см. Tributes: Interpreters of our Cultural Tradition (Oxford: Phaidon, 1984). Собственно фрейдистского подхода к проблеме придерживается Петер Фэллер ((P. Fuller) в своей книге Art and Psychoanalysis (London: Hogarth Press, 1988), в то время как в работе Ричарда Уолхейма - R. Wollheim. Painting as Art (London: Thames and Hudson, 1987) - отразились те модификации, которые внесла в учение Фрейда Мелани Клейн. Большой интерес составляют произведения представителя этой же школы Адриана Стоукса; см., например: A. Stokes. Painting and the Inner World (London: Tavistock, 1963). Проблемы психологии зрительного восприятия, к которым я нередко обращаюсь в Истории искусства, подробней анализируются в моих книгах: Art and Illusion (London: Phaidon, 1960; 5-е изд., Oxford, 1977; переизд. London, 1994); The Sense of Order (Oxford: Phaidon, 1979; переизд. London, 1994); The Image and the Eye (Oxford: Phaidon, 1982; переизд. London, 1994). Книга Рудольфа Арнхейма Искусство и зрительное восприятие. Перев. В.Н. Самохина (М.: Прогресс, 1974) использует методы гештальт-психологии, выдвинувшей принцип равновесия элементов и структур в зрительном восприятии. Роль образов в ритуале, магии, разного рода суевериях рассмотрена в книге: David Freedberg. The Power of Images: Studies in the History and Theory of Response (Chicago U.P., 1989).

СОБИРАТЕЛЬСТВО И ИСТОРИЯ ВКУСА История коллекционирования и эволюция вкуса с наибольшей полнотой освещена в книге : Joseph Alsop. The Rare Art Tradition: the History of Art Collecting and its Linked Phenomena (Princeton U.P., 1981). Более специальный аспект темы исследуется в работе: Francis Haskell, Nicholas Penny. Taste and the Antique (New Haven-London: Yale U.P., 1981). Отдельные эпохи под данным углом зрения трактованы в следующих работах: Michael Baxandall. Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy (Oxford U.P., 1972; 2-е изд., 1988), Martin Wackernagel. Der Lebensraum des Kunstlers in der florentinischen Renaissance. Aufgaben und Auftraggeber, Werkstatt und Kunstmarkt (Leipzig: Seemann, 1938); Francis Haskell. Patrons and Painters (London: Chatto and Windus, 1967; переработан. и расширен. изд.: New Haven-London; Yale U.P., 1980); Он же. Rediscoveries of Art (London: Phaidon, 1976; переизд. Oxford, 1980). О превратностях антикварного рынка см.: Gerald Reitlinger. The Economics of Taste (3 vols., London: Barrie and Rockliff, 1961-1970).

ТЕХНИКИ

Существует несколько образцовых исследований о техниках и их применении в различных видах искусства: Rudolf Wittkower. Sculpture (Harmondsworth: Penguin, 1977); Sheila Adam. The Techniques of Greek Sculpture (London: Thames and Hudson, 1966); Ralph Mayer. The Artist's Handbook of Materials and Techniques (London: Faber, 1951; 5-е изд., 1991); A.M. Hind. An Introduction to the History of Woodcut (2 vols., London: Constable, 1935; переизд., 1 т., New York: Dover, 1963); A.M. Hind. A History of Engraving and Etching (London: Constable, 1927; переизд. New York: Dover, n.d.); Francis Ames-Lewis, Joanne Wright. Drawing in the Italian Renaissance Workshop (London: Victoria and Albert Museum, 1983); John Fitchen. The Construction of Gothic Cathedrals (Oxford U.P., 1961). Технологии живописи были посвящены три выставки цикла Как создается искусство (Art in the Making), организованные в лондонской Национальной галерее: Рембрандт (1988), Итальянская живопись до 1400 года (1989) и Импрессионизм (1990); см. каталоги. Большая выставка в том же музее - От Джотто до Дюрера: Живопись раннего Ренессанса в Национальной галерее (1991) - также основывалась на научном подходе к изучению техники живописи.

Общие работы
Существует множество великолепных настольных изданий, которые знакомят с основными фактами истории искусства и ориентируют в дальнейшем чтении. Важнейшие из них - серии книг Pelican History of Art. Публикацию их начал Николаус Певзнер, в настоящее время этим занимается издательство Йейлского университета. Дополнением к этим сериям служит 11 томов Oxford History of English Art. Другая серия, Phaidon Colour Library, представляет собой солидную и вместе с тем рассчитанную на широкий круг читателей библиотеку о художниках и об основных направлениях в искусстве. Она иллюстрирована очень хорошими по качеству цветными репродукциями, как, впрочем, и книги из серии World of Art, выпускаемые издательством Thames and Hudson.

Среди массы других капитальных изданий можно указать еще следующие: Х.В. Янсон. Основы истории искусства (СПб.: Книжный дом, 1997); об архитектуре - Nikolaus Pevsner. An Outline of European Architecture (London: Penguin, 1943; 7-е изд., 1963); о скульптуре - John Pope-Hennessy. An Introduction to Italian Sculpture (3 vols., London: Phaidon, 1955-1963; 2-е изд., 1970-1972; переизд. Oxford, 1985); о восточном искусстве - The Heibonsha Survey of Japanese Art (30 vols., Tokyo: Heibonsha, 1964-1969; New York: Weatherhill, 1972-1980).Ho если нужно получить самые последние сведения по тому или иному вопросу, тогда следует обращаться не к этим настольным руководствам, а к журналам, которые издают институты и научные общества Европы и Америки. Это прежде всего - Burlington Magazine и Art Bulletin. В журналах специалисты пишут для специалистов, публикуя документальный материал и свое истолкование различных вопросов и тем; это и есть кирпичики, из которых складывается история искусства. Периодика по искусству имеется лишь в больших библиотеках. Там же вы найдете многотомные справочные издания, в том числе энциклопедия, например Encyclopedia of World Art (New York, 1959-1968), или библиографические указатели литературы по искусству: Art Index и International Repertory of the Literature of Art (RILA), который с 1991 года выходит под названием Bibliography of the History of Art.

СПРАВОЧНИКИ
Полезные справочники выпущены издательствами Оксфордского университета (Oxford U.P.) и «Пингвин» (Penguin): Peter and Linda Murray. The Penguin Dictionary of Art and Artists (Harmondsworth, 1956; 6-е изд. 1989); John Fleming, Hugh Honour. The Penguin Dictionary of Decorative Arts (Harmondsworth, 1979; нов. изд. 1989); Nikolaus Pevsner. The Penguin Dictionary of Architecture (Harmondsworth, 1966, 4-е изд. 1991); The Oxford Companion to Art (1970-1975); The Oxford Companion to the Decorative Arts (1970, 1975).

Готовится к изданию 30-томный справочник Macmillan Dictionary of Art, в котором будут использованы новейшие данные об искусстве.

Путешествия

Для изучения истории искусства, конечно, недостаточно одного лишь чтения книг. Любитель искусства всегда стремится путешествовать, чтобы самому видеть памятники архитектуры и художественные произведения. Все путеводители просто невозможно перечислить, укажу некоторые из них: Companion Guides (Collins), Blue Guides (A. and C. Black), Phaidon Cultural Guides.

Приятных путешествий!

Библиография к главам

Книги обычно указываются здесь в той же последовательности, в какой в каждой из глав рассмотрено творчество художников и другие вопросы, подробнее анализируемые в данных книгах.

1
ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОКИ
Anthony Forge. Primitive Art and Society
(London: Oxford U.P., 1973) Douglas Fraser. Primitive Art.

(London: Thames and Hudson, 1962) Franz Boas. Primitive Art. (New York: Peter Smith, 1962)

ИСКУССТВО ДЛЯ ВЕЧНОСТИ
Heinrich Schafer. Von agyptischer Kunst. Ein Grundlage
(Wiesbaden: Harrassowitz, 1963) Kurt Lang, Max Hitmer. Aegypten. Architektur, Plastik,
Malerei in drei Jahrtausenden (Munchen: Hirmer, 1955;
2-е изд., Munchen: Deutscher Taschenbuch, 1976) Henri Frankfort. The Art and Architecture of the Ancient

Orient (Harmondsworth: Penguin, 1954; 4-е изд., 1970)

ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ

Gisela M.A. Richter. A Handbook of Greek Art (London:
Phaidon, 1959; 9-е изд., Oxford, 1987; переизд.
London, 1994) Martin Robertson. A History of Greek Art (2 vols.,
Cambridge U.P., 1975) Andrew Stewart. Greek Sculpture (2 vols., New
Haven-London: Yale U.P., 1990) John Boardman. The Parthenon and its Sculptures
(London: Thames and Hudson, 1985) Bernard Ashmole. Architect and Sculptor in Classical
Greece J.J. Pollitt. Art and Experience in Classical Greece
(Cambridge U.P., 1972) R.V. Cook. Greek Painted Pottery (London: Methuen,

1960; 2-е изд., 1972) Claude Rolley. Greek Bronzes (London: Sotheby's, 1986)

ЦАРСТВО ПРЕКРАСНОГО
Margarete Bieber. Sculpture of the Hellenistic Age (New York: Columbia U.P., 1955; переработ. изд., 1961)
J. Onians. Art and Thought in the Hellenistic Age (London: Thames and Hudson, 1979)

J.J. Pollitt. Art in the Hellenistic Age (Cambridge U.P., 1986)

ПОКОРИТЕЛИ МИРА
Ranuccio Bianchi Bandinelli. Rome: the Centre of Power
(London: Thames and Hudson, 1970) Он же. Rome: the Late Empire
(London: Thames and Hudson, 1971) Richard Brilliant. Roman Art: From the Republic to
Constantine (London: Phaidon, 1974) William Macdonald. The Pantheon (Harmondsworth:
Penguin, 1976) Diana E.E. Kleiner. Roman Sculpture

(New Haven-London: Yale U.P., 1993) Roger Ling. Roman Painting (Cambridge U.P., 1991)

6
РАСХОЖДЕНИЕ ПУТЕЙ
Richard Krautheimer. Rome, Profile of a City, 312-1308
(Princeton U.P., 1980) Otto Demus. Byzantine Art and the West (London:
Weidenfeld and Nicolson, 1970) Ernst Kitzinger. Byzantine Art in the Making (London:
Faber, 1977) Он же. Early Medieval Art in the British Museum
(London: British Museum, 1940; John Beckwith. The Art of Constantinople (London: Phaidon, 1961; 2-е изд., 1968) Richard Krautheimer. Early Christian and Byzantine Art
and Architecture (Harmondsworth: Penguin, 1965;

4-е изд., 1986)

7
ВЗГЛЯД НА ВОСТОК
Jerrilyn D. Dodds, ed. Al-Andalus. The Art of Islamic
Spain (New York: Metropolitan Museum of Art,
1992) Oleg Grabar. The Alhambra (London: Allen Lane, 1978) Он же. The Formation of Islamic Art
(New Haven-London: Yale U.P., 1973; переработ.
изд. 1987) Godfrey Goodwin. History of Ottoman Architecture
(London: Thames and Hudson, 1971; переизд. 1987) Basil Gray. Persian Painting (London: Batsford, 1947;
переизд. 1961) R.W. Ferrier, ed. The Arts of Persia (New Haven-London:
Yale U.P., 1989) J.C. Harle. Art and Architecture of the Indian Subcontinent
(Harmondsworth: Penguin, 1986) T. Richard Burton. Hindu Art (London: British
Museum, 1992) James Cahill. Chinese Painting (Geneva: Skira, 1960;
переизд. New York: Skira/Rizzoli, 1977) W. Willtees. Foundations of Chinese Art (London:
Thames and Hudson, 1965) William Watson. Style in the Arts of China
(Harmondsworth: Penguin, 1974) Michael Sullivan. Symbols of Eternity (Oxford U.P., 1980) Он же. The Arts of China (Berkeley: California U.P.,
1967; 3-е изд., 1984) Wen C. Fong. Beyond Representation

(New Haven-London: Yale U.P., 1992)

8
ИСКУССТВО В ПЛАВИЛЬНОМ КОТЛЕ
David Wilson. Anglo-Saxon Art (London:
Thames and Hudson, 1984) Он же. The Bayeux Tapestry (London:
Thames and Hudson, 1985) Janet Backhouse. The Lindisfarne Gospels (Oxford:
Phaidon, 1981; переизд. London, 1994) Jean Hubert et al. L'Empire Carolingien. (Paris:

Gallimard, 1968)

ЦЕРКОВЬ ВОИНСТВУЮЩАЯ

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Художник был
Вид на церковь сан джорджомаджоре в венеции 290 гегесо 96
Самый крупный мастер второй половины xvi века Якопо робусти
Согласно которой только искусство
Кое что сообщают нам о великолепии искусства

сайт копирайтеров Евгений