Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

гениев, не возникает суеты бессмысленных метаний, ибо, как и в любом состязании, успех определяется едиными для всех участников объективными критериями. В Истории искусства Гомбрих усматривает такой критерий в натуре, в Искусстве и иллюзии он развивает и уточняет свою позицию: здесь в главе Размышления о греческой революции, он еще раз возвращается к вопросу о художественном развитии в Древней Греции, показывая, как изменившаяся социальная функция изобразительного искусства нацелила его на подражание природе. Речь идет не о природе «в себе», а о том, как она дана нам в зрительном восприятии, базисные свойства которого также определены самой природой. Именно с этим связано критическое отношение Гомбриха к современному искусству. В результате достижений импрессионизма, а также изобретения фотографии стали неизбежными поиски альтернативных функций художественного образа, но, при всем разнообразии и остроумии найденных решений, они все большей отдалялись от рациональных норм, подрывая критерии оценки.
Из вышеизложенного должно стать ясным, почему для Гомбриха неприемлемы те культурологические подходы, при которых человеческое сознание предстает замкнутым в изолированных друг от друга «кодах» и «языках», наглухо закрывающих доступ к реальности, исключающих преемственность и плодотворный диалог между разными культурам. Вслед за Поппером он выступает решительным противником концепций безграничного релятивизма, уравнивающих любые способы интерпретации мира, отвергающих самую возможность объективного знания.

Однако изобразительное, миметическое начало, при всей его важности, не исчерпывает содержания художественного творчества. Ему противостоит начало формальное, определяющее стройность, гармоничную

организованность художественного произведения. Эти противоположности пребывают в состоянии неустойчивого равновесия, в разные эпохи доминирует то одна, то другая из них. Гомбрих уделяет большое внимание композиционным проблемам в искусстве Возрождения, когда они приобрели особую остроту в связи с бурным развитием мимесиса. И, как наверное заметил внимательный читатель, английский историк объясняет отсутствие однозначного прогресса в искусстве именно наличием в нем двух полюсов, чем оно и отличается от науки, которая стремится только к одному - познанию истины. Если миметическое начало подробно рассматривается в Искусстве и иллюзии, то закономерностям формальной организации посвящена другая книга - Чувство порядка, задуманная как дополнение и продолжение первой. Здесь объектом психологического исследования становятся декоративные искусства, орнаментика, то есть та сфера, в которой царят симметрия, ритм, геометрическая регулярность, а изобразительный аспект сводится к минимуму. В этой книге Гомбрих также исходит из свойств человеческого восприятия, присущей ему способности организовывать видимые объекты в правильные, упорядоченные системы.
Из всего вышеизложенного следует, что История искусства Гомбриха предлагает не просто популярный пересказ общеизвестных фактов, но и их интерпретацию в свете определенного мировоззрения. Читатель легко убедится в этом, обратившись к работам других искусствоведов. Ярко выраженная концепция нисколько не снижает просветительской ценности книги, но, напротив -придает ей дополнительный интерес, побуждая к соучастию в мыслительной работе автора, одного из выдающихся ученых современности.

Жирным шрифтом выделены номера иллюстраций

А
Абстрактное искусство - 13, 570,
581, 582, 602, 606, 619, 372,
381-383; абстрактный экспрессионизм - 604, 393, 394;
живопись действия - 604;
живопись цветового поля - 619; постживописная абстракция -
619 Август, император - 121 Авиньон - 215
Австрия - 354, 447, 449, 451
Агесандр -111; Лаокоон - 69 Азия-106, 117
Александр Македонский- 106, 66,
108, 630, 632, 634 Александрия - 108, 325, 368
Алжир — 551 Альба, герцог - 381
Альберти, Леон Баттиста - 249,
250,251,289;
палаццо Ручеллаи - 250, 163;
церковь Сант Андреа — 249,
162,621 Альгамбра - 143, 144, 90
Альпы - 212, 235, 270, 354, 452
Альтамира, пещера - 40, 19, 627
Альтдорфер, Альбрехт — 355;
Пейзаж - 355, 356, 227
Аменхотеп IV — см. Эхнатон Америка - 39, 50, 53, 224, 475, 499,
526;
Северная Америка - 46, 49;
Соединенные Штаты Америки
- 479, 482, 557, 592;
Центральная Америка - 50
Амстердам - 413, 420, 423, 427
555, 582; Королевский дворец - 268;
Музей Ван Гога - 555;
Собрание Сикса - 274;
Стеделийк Музеум - 281, 381
Англия - 171, 190, 197, 207, 215,
269, 297, 341, 373,376, 379, 402,

413, 457, 459, 462, 470, 472,

475,476, 478, 483, 490, 499, 500,
535,545,551,600,627
Анджелико, фра Беато - 252, 264,
270, 273, 503;
Благовещение - 252, 165
Андроникос, Манолис - 632 Анна Богемская — 215
Антаблемент - 77, 173, 288, 435,
387 Антверпен - 21, 350, 381, 385,
397, 401;
Музей Конинклийк — 6, Антиохия - 108, 325
Античное искусство - 137, 198,
201, 226, 229, 235, 320, 341, 346,
347,476,485,561,586,626 Апеллес 630
Апсида- 133, 171
ар нуво - см. модерн Ардуэн-Мансар, Жюль - 291
Ареццо - 260; церковь Сан Франческо - 170
Аристотель — 296 Арка - 173, 174, 185, 186, 226, 251,
259, 269;
арка триумфальная - 117, 118,
74, 176, 192, 249, 289, 388
Аркбутан - 186, 122, 269
Арль - 176, 190, 545, 547, 551;
церковь Сен-Трофим - 115,
116 Архитрав - 77, 82, 388
Ассирия - 70, 82 аттик - 325 Аттика - 77
Аугсбург 374
Афанадор -11; Лаокоон - 69, 440
Афины - 68, 77, 82, 84, 96, 99, 479
Акрополь - 82, 99;
Музей Акрополя - 61;
Национальный
археологический музей — 41,
46, 51, 59, 406;
Парфенон - 82, 84, 90, 94, 99,

100,478,585,601,612,627;

Храм Ники Аптерос - 99;

Эрехтейон - 99, 100, 60
Африка- 117, 143, 506, 585
Афродисий - 130 Ахен - 164;
капелла - 163, 104 Ашаффенбург - 350
Ашшурнасирпал II - 72, 45, 73

Б
Базель 343, 374 Базилика- 133, 135, 86, 171,
173, 175 Байё- 168, 169;
Ковер из Байё- 168, 169,
109, ПО Балканский полуостров - 75
Бальзак, Оноре де - 597
Барбизон - 509
Барлах, Эрнст - 568;
«Смилуйтесь!» - 568, 569, 370
Барокко - 287, 390, 392, 413, 437,
443, 445, 447, 457, 461, 470, 479,
499, 519 Бассано, Якопо - 339
Баухауз - 560, 365, 578, 621
Бедуцци, Антонио - 297
Безансон; Муниципальная
библиотека - 131 Бекет, Томас - 141
Беллини, Джованни - 326, 329,
349, 374;
Мадонна со святыми - 326, 398,
208 Бельгия - 173, 235, 413
Бембо, кардинал - 232
Бени-Гасан - 62-64
Бентли, Ричард - 311
Бёрджи, Джон - 400
Бёрдсли, Обри - 554, 571, 572;
Иллюстрации к «Саломее»

Оскара Уайлда — 362
Берк, Эдмунд - 482 Берлин - 17, 30, 50, 52, 67, 108,

354, 379, 627;
Государственные музеи,
Античное собрание - 97;
Государственные музеи,
Кабинет гравюр - 2, 285, 411;
Государственные музеи,
Картинная галерея - 178, 226,
243, 256;
Государственные музеи,
Пергамон-музеум - 68;
Египетский музей - 39, 40;
Кайзер Фридрих-Музеум - 15;
Музей этнографии - 28, 30
Берлингтон, лорд - 460, 462;
Чизвик-хаус - 460, 301
Бернини, Джан Лоренцо - 438,
440, 447, 449, 452, 472;
Портрет Констанцы
Буонарелли - 438, 284;
Экстаз Святой Терезы — 438,
440, 285, 286 Блейк, Уильям - 488, 490;
Сотворение мира - 490, 321
Блот, Питер - 433 Богемия - 215, 451
Бойс, Йозеф - 601 Болонья - 608;
Музей Моранди - 399
Бонмон - 195 Боннар, Пьер - 554, 571, 573;
За столом -554, 359
Борджа, Цезарь - 296
Борромини, Франческо - 435,
438, 449, 452, 457;
Церковь Сант Аньезе - 282, 283
Бостон — 373;
Музей изящных искусств - 239
Бостон - 482;
Публичная библиотека - 315
Босх, Иероним - 356, 359, 381,
589;
Сады земных наслаждений -
359, 229, 230
Боттичелли, Сандро - 263, 264,

285,287,300,303,307,319;

Рождение Венеры - 264, 172

Браманте, Донато - 289-291, 307,
315, 323, 362;
Собор Святого Петра — 291;
Темпьетто - 290, 187, 389
Бранкузи, Константин - 13, 580,
590;
Поцелуй- 380
Браувер, Адриан — 10
Брейгель Старший, Питер - 380,
38-383, 397, 428, 509;
Крестьянская свадьба - 382,
246, 247;
Художник и знаток -245;
Брунеллески, Филиппо - 224, 229,
230, 235, 239, 249, 250, 264, 269,
288, 387, 544;
собор Санта Мария дель Фьоре
- 224, 146;
капелла Пацци - 226, 147,
148, 389 Брюгге - 279,343;
Городская канцелярия
(Ауде Гриффи) - 219;
Музей Грунинге - 180,181
Брюссель - 381, 483;
Королевская библиотека - 177;
Королевские музеи - 316;
Отель Тассель - 349
Бургундия - 235, 247, 156
Буффало - 605;
Художественная галерея
Олбрайт-Нокс - 395
Бэрри, Чарлз-500, 501;
здание Парламента

в Лондоне - 500, 501, 327
Бюрле Э.Г. - 553

В
Вавилон — 70
Вадуц - 400;
собрание князя

Лихтенштейна - 257

Вазари, Джорджо - 371, 373
Валлот Ян - 343;
Городская канцелярия
(Ауде Гриффи) в Брюгге - 219
Ван Гог, Винсент - 545-546, 548,
550, 551, 553, 555, 563, 564,
571, 600;
Вид на Сент-Мари-де-ла-Мер -
356;
Комната художника в Арле -
548, 357;
Пшеничные поля и кипарисы -
355; Ван Гог, Тео - 545
Ватикан - 20, 80, 307, 319, 323;
Музей античной скульптуры -
64,69;
Пинакотека - 5;
Сикстинская капелла -
196-198,200, 310,312;
Этрусский музей - 48
Ватто, Антуан - 454, 455, 469,
521, 599;
Общество в парке - 298
Вашингтон - 138, 479;
Национальная галерея
искусства - 88, 340
Вашингтон, Джордж - 504
Везувий - 113
Вейден, Рогир ван дер - 274, 276,
279, 300, 356, 397;
Снятие со креста - 179
Веласкес, Диего - 405-407, 408,
411, 416, 420, 467, 468, 485, 514,
521, 569, 599;
Менины - 408, 266;
Портрет папы Иннокентия X
- 264, 408;
Продавец воды в Севилье -
406, 263; Вена - 16, 24, 25, 34, 35, 58, 164,
249, 364, 380, 383, 385, 420, 569;
Альбертина - 1, 9, 10, 18, 245,
385, 445, 221;

Музей истории искусства - 17,

32,105, 233, 246, 247, 267, 273;
Национальная австрийская
библиотека - 183 Венгрия - 352

Венеция - 198, 325, 331, 349, 368,
371, 444;
библиотека Сан Марка —
325, 207;
галерея Академии - 209;
Дворец дожей - 208, 209;
Палаццо Лабия - 288, 289;
церковь Сан Дзаккария - 208;
церковь Санта Мария деи
Фрари - 210, 211 Вергилий - 111

Вергина - 632 Вермер, Ян - 433, 470, 503;
Служанка с кувшином молока —
433,218 Веронезе, Паоло - 339
Верроккьо, Андреа - 293, 315;
Конная статуя кондотьера
Бартоломео Коллеони -
293, 188 Версаль 447, 291, 292, 449, 459;
музей - 455 Верн, Жюль 381 Веспасиан - 121, 76
Византийское искусство - 138,
141, 143, 163, 185, 198,201,212,
371,329 Византия- 133, 138, 179, 198
Вийон, Франсуа - 177
Вильгельм Завоеватель - 168, 169
Виндзор - 294, 376;
Королевская библиотека -
190, 214;
Королевское собрание - 473
Виолле-ле-Дюк, Эжен - 635
Витрувий - 288 Виц, К. - 244, 245;
Чудесный улов- 244, 245, 161
Виченца - 362, 363
Влигер, Симон де - 418, 420,

444, 493;

Голландский военный корабль и другие суда при бризе- 271
Возрождение - 150, 221, 223, 224, 229, 235, 236,
240, 264, 267, 269, 270, 273, 276, 285, 287, 291,
293, 325, 329, 341, 374, 387, 390, 475, 477, 499,
490, 500, 513, 536, 562, 571, 595, 626
Воллар, Амбруаз - 597
Вольгемут, Михаэль - 342
Вуд, Грант - 589, 592;
Весенняя пашня— 589, 387

Вулли, Леонард - 628

Г
Гаага-419
Галилей, Галилео - 294
Гандхара - 124
Гао Кэ-гун - 153
Гарольд - 168, 169
Гаулли, Джованни Баттиста -
440,
Плафон церкви Иль Джезу -
287 Гварди, Франческо - 444, 463, 521;
Вид на церковь Сан Джорджо
Маджоре в Венеции - 290
Гегесо - 96, 59, 97
Гейнсборо, Томас - 35, 468-470,
472, 473, 475, 492, 494, 569;
Портрет мисс Хаверфилд — 468,
306, 514
Генрих III- 196 Генрих VIII - 376
Гент - 235; собор - 155, 156
Генуя - 397 Герардо ди Джованни — 266;
Благовещение и сцены
из «Божественной комедии»

Данте- 173 Герг III 482 Геркуланум - 113, 626

Германия - 166, 167, 190, 193, 197,

215, 247, 248, 279, 280, 291, 337,
341, 342, 345, 350, 356, 356, 373,
413, 443, 447, 449, 451, 555, 567,
568, 581, 586 Гертогенбос - 356
Гиберти, Лоренцо - 251, 252, 264;
Крещение Христа - 251, 164 Гизе - 57, 31, 58
Гильдебрандт, Лукас фон -451;
Верхний Бельведер - 451, 293,
294, 459 Гирландайо, Д. - 304, 305, 307,
315, 329;
Рождение Марии - 304, 195
Глостер-177, 178 Гоген, Поль - 551-553, 555, 563,
571,573,585,586,600,601;
Те Rerioa (Мечта) - 358;
Гойен, Ян ван - 419, 420, 428,
429, 520;
Мельница у реки- 419, 272
Гойя, Франсиско - 485, 487, 503,
514,589;
Гигант - 488, 320;
Махи на балконе - 485, 317;
Король Фердинанд VII
Испанский - 485, 318, 319; Голландия - 373, 401,
413-415, 581 Гомер - 94
Гондурас - 50 Госсарт, Ян (Мабюзе) - 356;
Евангелист Лука,
пишущий Деву Марию -
356, 228 Готика - 185, 190, 193, 195, 201,
207, 210, 212, 218, 223, 224, 226,
230, 243, 247, 251, 255, 269, 270,
276, 325, 341, 346, 387, 480, 499,
500,519 Гоццоли, Беноццо - 256, 259,
260, 270;
Фрески капеллы палаццо

Медичи-Риккарди - 256, 168

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Почти плакатного стиля художников моста художников живописи
Пять нижеследующих более специфичны для пластических искусств
Вместе с титулом придворного художника короля генриха viii он получил гарантию применения своих творческих сил
Косвенно способствовала расцвету барокко в католическом мире искусства впечатление
Каждый римлянин должен был воскурять фимиам перед таким бюстом повелителя в знак своей лояльности

сайт копирайтеров Евгений