Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

___________
1 Гален. О назначении частей..., XI, 10.
2 Ср. Гален у Орибасия: VIII; Т. III, Р. 110.

141

вого созревания, которые являются результатом развития в теле семенных
элементов. "Ничто так не препятствует созреванию души и тела, как
преждевременные и неумеренные половые отношения",-- [утверждает
Атеней]1. И Гален вторит ему:
"Множество молодых людей страдает от неизлечимых болезней по причине
половых сношений, так как они хотели во что бы то ни стало совершить насилие
над сроками, предписанными природой"2. Каковы же эти
"предписанные сроки"? Относится ли к ним появление и утверждение признаков
половой зрелости? Все врачи сходятся на том, что для мальчиков такое время
наступает около четырнадцати лет. Но подобным же образом все согласны, что к
aphrodisia нельзя допускать так рано. Следовательно, мы не находим точного
указания, с какого возраста можно начинать сексуальную деятельность. Во
всяком случае, приходилось ожидать несколько лет, пока тело накопит семенную
жидкость в количестве достаточном, чтобы ее можно было выводить. Отсюда
вытекала потребность в специальном режиме, призванном обеспечить целомудрие
подростков. Традиционно врачи предписывали жизнь, занятую интенсивными
физическими упражнениями. Так, Атеней настаивал:
"Поскольку в этом возрасте [четырнадцать лет] начинает вырабатываться
сперма, и молодые люди испытывают страстное желание, побуждающее их [искать]
половых сношений, телесные упражнения должны быть весьма многочисленными,
чтобы, утомясь и телом, и душой, юноши могли подавить эти желания при самом
их начале"3.

У девочек проблема несколько иная. Практика ранних браков несомненно
вынуждала признать, что первый сексуальный опыт и материнство могут иметь
место с тех пор, как устанавливается регулярная менструация4.
Таково мнение Сорана, советовавшего при определении брачного возраста
доверять органическим критериям, а не чувствам самих девочек, которые,
впрочем, под влиянием воспитания могут пробудиться раньше, чем тело: "Семя
должно стать началом нового существа", так

______________
1 См. Oribase, Uvres incertains, XXI; Т. Ill, P. 165.
2 Ibid., VIII; Т. Ill, P. 111.
3 Ibid., XXI; Т. Ill, P. 164-- 165.
4 О связях между брачным возрастом и проблематикой женского
здоровья подробнее см. A. Russelle. Porneia.-- P. 49-- 52.
142

что опасность сохраняется до тех пор, пока тело женщины не достигнет
зрелости, необходимой для поддержания этой функции; следовательно, ей лучше
сохранять девственность, пока менструации не установятся
самопроизвольно1. Другие врачи устанавливали более поздние сроки.
Так, Руф Эфесский полагал, что беременность до исполнения восемнадцати лет
чревата неблагоприятным исходом как для матери, так и для ребенка. Он
напоминает, что именно этот возраст в древности рекомендовал Гесиод; он
указывает также, что этот возраст -- для кого-то, может быть, слишком
поздний -- в прежние времена не был еще сопряжен с теми неудобствами,
потенциальная угроза которых появилась позднее (женщины некогда вели столь
же активную жизнь, что и мужчины): обжорство и праздность приводят к
расстройствам у незамужних девочек, делая желательными половые сношения,
способные облегчить регулы. Решение, предлагаемое Руфом,-- это относительно
поздний брак (около восемнадцати лет), подготовленный, однако, всем образом
жизни, которого девушка обязана придерживаться вплоть до наступления половой
зрелости: необходимо, чтобы девочки росли вместе с мальчиками, когда же
придет время их разделить, они должны быть подчинены строгому режиму (полный
отказ от мяса, полный или почти полный запрет на вино, длительные прогулки,
[гимнастические] упражнения). Нужно приучить ум к тому, что праздность
"всего опаснее для них", и "полезно прибегать к упражнениям, переводя
[юношеский] пыл в движение и разжигая привычки тела, но так, чтоб они
остались женскими и не приобрели мужской характер". Участие в хорах,
песнопения и танцы, кажется Руфу лучшей формой упражнений: "Хоры были
изобретены не только затем, чтобы чествовать божество, но и на пользу
здоровью"2.
3. "Благоприятное время". Проблема kairos полового акта составляла тему
многочисленных дискуссий. Когда дело касалось широких временных рамок,
принимали обычно традиционный календарь: лучшее время года -- зима и весна;
осень признают одни и отвергают другие; в целом считается, что ле-

________________
1 Soranus. De mulierum morbis, I, 8.
2 См. Oribase, Livres incertains, II; T. Ill, P. 82-- 85.
143

том следует воздерживаться, насколько это возможно1. С
другой стороны, установление [оптимального] времени суток требовало учета
многих факторов. Помимо религиозных аспектов, о которых Плутарх говорит в
Застольных беседах2*, вопрос времени был связан с проблемами
упражнений, еды и пищеварения. Желательно, чтобы соитие не предваряли
излишне активные упражнения, которые перемещают к другим частям тела
ресурсы, необходимые для половых сношений; напротив, после занятий любовью
рекомендуются ванны и восстанавливающие растирания. Нехорошо предаваться
aphrodisia до еды, испытывая голод, поскольку акт в таких обстоятельствах
хотя и не утомляет, но частично теряет свою силу3. С другой
стороны, следует избегать обильных трапез и излишеств в питье. Время
переваривания пищи всегда вредоносно: "Соитие среди ночи всегда обманчиво,
ибо пища еще не переработана; то же касается и соития, совершаемого ранним
утром, ибо в желудке может оставаться плохо переваренная пища, а излишки еще
не вышли с мочой и калом"4. С учетом этих обстоятельств, наиболее
благоприятное для половых сношений время наступает после умеренной трапезы,
перед сном или перед послеобеденным отдыхом; согласно Руфу, сама природа
предопределяет выбор данного времени, приводя тело в этот час в самое
сильное возбуждение. К тому же, если целью акта является зачатие, мужчина
должен заниматься любовью после плотной еды и обильного питья, тогда как
женщинам можно придерживаться не столь "укрепляющего режима"; ведь в
действительности нужно, чтобы "один давал, а другой принимал"5.
Гален разделяет подобную точку зрения и рекомендует время перед сном, после
"обильного, но не отягощающего ужина": пищи достаточно, чтобы питать и
укреплять тело, а сон помогает снять усталость; кроме того, это лучшее
время, чтобы зачинать де-

_____________
1 Цельс. О медицине, I, III; Руф Эфесский (Oribase, VI; Т. I, Р.
543). Гален (Oribase, Uvres incertains, VIII, Р. 110). О таком распределении
удовольствий по временам года см. М. Foucault. L'usage des plaisirs, chap.
II.
2 Плутарх. Застольные беседы, III, VI, 654d-- 655a.

* Весь вопрос VI посвящен "надлежащему времени полового общения";
теологическое обоснование излагает Соклар, аппелируя при этом к Афродите,
Дионису, Афине, Гермесу и т. д.-- Прим. ред.
3 См. Oribase, VI; Т. I, Р. 540 и далее.
4 Ibid., P. 547.
5 Ibid., P. 549.
144

тей, "поскольку женщина лучше всего удерживает семя, когда спит", и,
наконец, именно этой-поре отдает предпочтение сама природа, обостряя в тот
момент желание1.
4. Индивидуальные темпераменты. Руф исходит из общего принципа,
согласно которому натуры, пригодные к соитию, "более или менее горячи и
влажны"; напротив, менее всего годятся на это те, чья конституция холодна и
суха. Именно затем, чтобы удержать или восстановить [в организме] состояние
горячей влажности, необходимой при aphrodisia, вводится сложный и
продолжительный режим соответствующих упражнений и питания. Ради поддержания
сексуальной активности и сохранения баланса, который она грозит нарушить,
нужно всецело подчинить себя определенному образу жизни: пить белое вино,
есть хлеб, испеченный в печи (его влажность полезна для подготовки или
регуляции [половых актов]), мясо козленка, ягненка, курицы, тетерева,
куропатки, гусей, уток; из морских продуктов полезно употреблять осьминогов
и моллюсков;
[из фруктов] -- репу, бобы, фасоль и нут (по причине их теплоты), а
также виноград (по причине его влажности). Что касается физической
активности, то здесь будут уместны пешие или верховые прогулки, бег, не
слишком быстрый и не слишком медленный; недопустимы утомительные упражнения,
[резкие] движения рук, как при метании копья (такие движения перемещают
питательные вещества к другим частям тела), излишне горячие ванны, перегрев
или охлаждение, интенсивная работа; следует также избегать всего, что может
изнурить тело,-- гнева, очень бурной радости, боли2.
_____________
1 См. Oribase, Livres incertains, VIII; Т. Ill, P. 111. Можно
добавить, что Цельс отдает предпочтение ночи: "Днем вступать в сношения
хуже, ночью спокойнее, причем, не годится, в первом случае, сразу
приниматься за еду, а во втором -- проснувшись,-- за работу" (О медицине, I,
I).
2 См. Orlbase, VI, 38; Т. I, Р. 543-- 546.

4. РАБОТА ДУШИ

Складывается впечатление, что режим, предлагаемый для сексуальных
удовольствий, всецело направлен на тело: его состояние, равновесие, болезни,
его основополагающие и преходящие предрасположенности, в которых оно
обнаруживает себя, выступают как главные переменные, призванные определять
поведение. В некотором роде само тело и устанавливает закон для тела. Однако
есть своя роль и у души. Врачи обращают ее в предмет своего внимания,
поскольку это она беспрестанно грозит увлечь тело за пределы свойственной
ему механики и исходных нужд; это она побуждает выбирать неподходящее время,
действовать в сомнительных обстоятельствах, противиться естественным
предрасположенностям. Если люди нуждаются в режиме, столь тщательно
учитывающем все основания физиологии, то это потому, что они постоянно
отвлекаются от этих оснований действием присущих им воображения, страстей и
любви. Даже возраст, в котором желательно начинать половую жизнь,
оказывается неясным как для девочек, так и для мальчиков: воспитание и
обычаи могут привести к тому, что желание выкажет себя в неподходящее
время1.

Следовательно, разумная душа вынуждена играть двойственную роль. Прежде
всего она должна дать телу режим, природа которого в действительности
определялась бы им самим, его напряжением, состоянием и обстоятельствами, в
которых оно находится. Но правильно установить такой режим душа сумеет лишь
в том случае, если сама проделает над собой определенную работу: исправит
ошибки, ограничит [власть] воображения, подчинит себе желания, из-за которых
она непра-

__________
1 Soranus. De mulierum morbis, I, 8.
146

вильно понимает строгий закон тела. Атеней, испытавший заметное влияние
стоиков, вполне определенно указывал на этот труд души над собой как на
условие правильного соматического режима: "Взрослые должны соблюдать
целостный режим души и тела, <...> стараться смирять свои стремления
[hormai] и соразмерять свои желания [prothumai] и возможности"1.
Следовательно, этот режим не предполагает ни противоречия духа и тела, ни
введения средств, с помощью которых душа могла бы защищаться от
посягательств плоти; речь идет, скорее, о самосовершенствовании,
"самоисправлении" души, в результате чего она оказывалась бы в состоянии
направлять тело в соответствии с законами самого тела.
Эта работа была описана врачами в контексте порыва желания, наличия
образов и тяги к удовольствиям,-- трех начал, из-за которых субъекту
угрожает выход за пределы обыденных нужд организма.
1. Смысл медицинского режима состоит вовсе не в преодолении желания.
Сама природа наделила живые существа этим "жалом" с тем, чтобы, возбуждая
каждый из полов, соединять их друг с другом. Нет ничего более противного
естеству, ничего более пагубного, нежели попытка лишить aphrodisia природной
силы желания; ни в коем случае нельзя допускать насилия над Природой, будь
то блуд или попытка обмануть бессилие, свойственное возрасту. Избегай
соития, если не испытываешь страсти [апеи epithumein], призывал Руф в
трактате О сатириазе. Но у страсти две стороны: она охватывает и тело, и
душу. А проблема режима заключается именно в точной согласованности желаний.
Поступать следует так, чтобы здесь и теперь эти стремления были
скоординированы и отрегулированы как можно точнее. У Руфа есть замечательная
формулировка: "Лучше всего вступать в половую связь, когда к этому влекут и
душевный порыв, и телесная потребность"2.

Иногда эту естественную согласованность нарушают действия одного только
тела. Его словно бы "несет", между тем [состояние] души отнюдь не
соответствует такому возбуждению.

__________
1 См. Oribase, XXI; Т. III, Р. 165.
2 Ibid, VI; Т. I, P. 549.

147

Плоть обуревает своего рода чистое неистовство. Половой акт становится
просто "пароксистическим", как говорит Руф1. Похоже, именно это
сугубо физическое возбуждение имеет в виду тот же Руф, описывая hormai,
сопровождающие признаки мании или эпилепсии2. Оно отмечается при
сатириазе и гонорее, но если первый случай -- это просто воспаление половых
органов, то во втором "без полового возбуждения и ночных видений" происходит
"чрезмерное истечение семени", а больной, увлекаемый безумной механикой
своего тела, совершенно изнемогает и вскоре доходит до "гибели от
истощения"3.

Душа же, напротив, может уйти от [власти] форм и пределов желания,
возникающего в теле. Показателен термин, который применяют для обозначения
такого рода крайности Руф и Гален: dоха. Пренебрегая потребностями и нуждами
одного только своего тела, душа позволяет увлечь себя свойственным ей
представлениям, не имеющим соответствий в организме,-- представлениям
тщетным и пустым (kenai). Подобно тому, как у тела не должно быть влечений,
не согласованных с желанием души, душе не следует выходить за пределы того,
что требует и в чем нуждается тело. Если в первом случае речь идет о
болезни, которую, возможно, в состоянии излечить лекарства, то во втором
случае, скорее, о необходимости соблюдения морального режима. Руфу
принадлежит следующая формула:
"Подчинить душу и принудить ее слушаться тела"4.

Утверждение парадоксальное, если помнить о существовании традиции,
согласно которой душа не вправе уступать призывам тела. Однако его нужно
воспринимать в строгом теоретическом и медицинском контексте, сложившимся,
очевидно, под влиянием стоицизма. Добровольное подчинение души телу
понималось как следование разуму, который представляет собой естественный
порядок и применяет к своим целям механику тела. Doxai могут внушить душе
чрезмерные желания и отвратить ее от этого естественного разума, на который
должен быть ориентирован разумный медицинский режим, основанный на истинном
знании живых существ. В таком контекс-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

К нравственной распущенности
Фуко М. История сексуальностиIII Забота о себе истории культуры 6 истории
Будь все люди способны вести существование
Фуко М. История сексуальностиIII Забота о себе истории культуры 13 истории
Гражданская деятельность перешла в руки поистине

сайт копирайтеров Евгений