<<< ΛΛΛ >>>
долю выпадает окончательное и не подлежащее дальнейшему обсуждению решение проблемы.
184
Все эти приемы свидетельствуют о том, что схоластика страшится противоречия. Между тем
именно принцип противоречия узаконят представители гуманизма и Возрождения, выступившие против
схоластической мысли.
12.3. Эстетика Николая Кузанского
Не надо представлять переход от Средневековья к Возрождению как резкую утрату преемственности и
полную смену парадигмы. Было бы неуклюжей банальностью усматривать в Средневековье эпоху некоего
легковерия, а в Возрождении — эпоху, когда утверждается критическая рациональность человека Нового
времени и светский дух. Напротив, в эпоху Возрождения средневековый рационализм сменяется
различными формами куда более горячего фидеизма.
Средневековая доверчивость вобрала в себя древнехристианскую традицию и в значительной мере еще
непознанный мир природы; доверчивость Ренессанса вобрала в себя доклассическую традицию и
отношения между небесным и подлунным мирами. В XV в. утверждаются формы «новой» филологии
(достаточно вспомнить о критическом анализе «Константинова дара», предпринятом Лоренцо Валлой),
но в то же время вновь обретенные тексты, например «Герметический корпус» («Corpus Hermeticum»),
усваиваются с тем же отсутствием филологического критерия, с каким Средние века усваивали «Корпус
Дионисия» («Corpus Dionisianum»).
Тем не менее можно утверждать, что дух гуманизма прокладывает дорогу новому взгляду на отношение
<<< ΛΛΛ >>>
Эстетическое мировосприятие средневековья Поэтому хотя в учении о всеобщей симпатии мы легко обнаружить возобновление интереса к искусства посредством Вроде бы памятуя о нематериальности красоты
|