Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В Германии поиск национальных корней Возрождения граничил с пангер- манизмом, в скрытом виде неизменно присутствовавшим в трудах историков культуры, в частности художественной. Карл Ноймашг (1860—1934), автор первой монументальной монографии, посвященной Рембрандту (1906), за- явил, что его увлеченность книгой Буркхардта прошла после того, как он осознал отличительные особенности «нашего» северного мира и немецкого духа, отдающего средневековьем 77 .

По мнению Нойманна, «доподлинно христианский дух», парализованный византийской культурой, «вновь обрел свою творческую силу благодаря жи- вотворному воздействию варваров». Нойманн писал, что «избравшее ложный путь Возрождение с его порочным представлением о свободе лишь удаля- лось от той истинной свободы, к коей тяготеют высочайшие устремления на- шего сознания. Где же следует искать корни подлинно современного инди- видуализма? В этом отношении не может быть никаких сомнений: основу его составляют жизненная энергия и реализм варваров и христианского средне- вековья». Более категоричное опровержение концепции «Ренессанса по- итальянски» трудно себе представить.

Куно Франке, один из виднейших представителей германской историо- графии этого времени, в своей книге «Личность в немецкой литературе до Лютера» (1916) констатировал, что репутация гуманистов была Чересчур за- вышена. Завышена по сравнению с действительно выдающимися индивиду- альностями немецких мистиков XVI века — таких, как Майстер Экхарт, Ген- рих Зузо, Таулер.

Расистские теории Гобино и англичанина Чемберлена, связывавших гени- альность с превосходством арийцев (им приписывали северное происхожде- ние), еще больше укрепили эту концепцию. В 1899 году Чемберлен указы- вал, что «пробуждение у тевтонских народов своего призвания как создатей новой цивилизации и совершенно новой культуры» приходится на рубеж ! J —ХШ веков.

Вслед за этим, в 1905 году, антрополог Людвиг Вальтманн, используя зинаучные методы, доказывал, что по меньшей мере 85—90% итальян- гениев (иэ двухсот рассмотренных случаев) принадлежат к нордиче- -0Й расе!

В 1925 году вышла монография немецкого ученого Бертольда Гендекке- целиком посвященная «влиянию Франции, Германии и Нидерландов на ьянское искусство (ок. 1200 — ок. 1650)» 78 . самого начала понятию «Возрождение» приписывался глобальный рактер, в духе принципов разработанной еще Буркхардтом « Kultur - schichte » («История культуры»). Поэтому в данной книге при рассмотрении -люции Ренессанса я был вынужден неизменно выходить за рамки собст- *но художественных феноменов. Между Тем нам удалось лишь в общем \е затронуть открытую автором «Цивилизации Возрождения» контровер- j . для того чтобы в должной мере обозначить все основные положения дан- проблемы, нам следовало бы также указать на все работы, авторы кото- стремились возвеличить как средневековое искусство, так и средневе- вую философию 79 . В 1939 году вышел в свет принципиально важный труд Жана Адемара этичные влияния в средневековом искусстве» 80 ; он заинтересовал Пауля ксля, который подготовил издание книги в Институте Варбурга. Чтение 1ги наводит на мысль, что античность никогда не выветривалась из памяти 'родов средневековья. В VIII, XI и, наконец, в XV веке имели место пери- особого поклонения античной словесности. Да и само античное искусст- неизменно накладывало свой отпечаток на ход развития романского ис- *сства и даже на расцвет готической скульптуры. Сопротивление со сторо- : богословов XII—XIII веков оказалось недостаточным, чтобы устранить из оллективного сознания тот волшебный мир римской культуры, чье величие \о запечатлено, помимо литературных свидетельств, во многих более или енее сохранившихся памятниках архитектуры и скульптуры. Гуманисты XI !ка заявляли, что «нет ничего, что могло бы сравниться с тем наслаждением, горое они испытывают от музыки стихов Овидия или от прекрасной антич- Ьй скульптуры» 81 .

Итак, Жан Адемар стал первопроходцем в области исследований, посйя- енных обращению к античности в период средневековья; «средневековое озрождение» подчас рассматривают также как источник Ренессанса. В из- вестной степени к той же группе работ относится и опубликованная в 1 9 4 0 ~ду книга Жана Сезнека «Непреходящее значение античных богов» 82 . По- хоже, что тема эта неисчерпаема. Совсем недавно итальянский ученый Саль- ваторе Сеттис возглавил пространное коллективное исследование об антич- ной традиции в итальянском искусстве; на сегодняшний день вышло два то- Тма 83 .

В то же время твердо стоят на своих позициях приверженцы противопо- ложной точки зрения.

В книге «Осень средневековья» 84 , опубликованной в 1 9 1 9 году, нидер- ландский исследователь Йохан Хёйзинга отказывался признавать специфику Возрождения и критиковал этот устаревший термин за его затемненность. При этом Хёйзинга утверждал, что следует не отодвигать Ренессанс в глубь средневековья, но, напротив, рассматривать его как развитие средневековых ИДей; поэтому Кватроченто он считал, по существу, периодом средних веков.

Американский ученый Чарлз Хаузр Хаскинс полагал, что стартом истин- ного Возрождения для Франции стал XII век 85 . У этой точки зрения появились и иные приверженцы, и под эгидой Десятидневных научных чтений в Понтиньи в 1968 году прошла конференция на тему «Возрождение в XII ве- ке» 86 .

Здесь можно было бы перечислить и многие другие работы в различных областях, в частности в области литературы и истории гуманизма в целом.

Немецкие искусствоведы твердо убеждены в автономности искусства Германии. Георг Дехио в своей «Истории немецкого искусства» (191 9— 1926) доказывал, что немецкое барокко непосредственно вытекает из позд- ней готики ( Spatgotik ) 87 ; эта связь охватывает недолгий период Возрожде- ния, когда были весьма поверхностно усвоены некоторые внешние приемы итальянского искусства 88 .

Менее склонные к паннационализму, нежели немцы, французские уче- ные выказывали Италии признательность за то, что Апеннины передали Франции основные принципы нового искусства (в результате походов Людо- вика XII и Франциска I). Французы получили роскошный подарок от норвеж- ца Йохана Норстрема — труд, озаглавленный «Средние века и Возрожде- ние», в котором прославляется неповторимая оригинальность французской средневековой цивилизации (по сравнению с цивилизацией итальянского Возрождения).

По-видимому, давно канули в Лету те времена, когда ученые вслед за Буркхардтом развивали идею превосходства итальянского Ренессанса. Те- перь все кому не лень попирают его былое величие. Кажется, будто оживает на глазах сюжет «Больного льва» Лафонтена. Однако Лафонтен был мудрым баснописцем, предвидевшим всевозможные ситуации из жизни людей. По- добно судье из басни «Устрицы и двое прохожих», с высоты своего недося- гаемого гения, подкрепленного колоссальной эрудицией, Эрвцн Панофский в книге «Ренессанс и ренессансы в западном искусстве» 89 , изданной в 1 957 году, уравнял обе спорящие стороны по очкам. Книга Панофского явилась плодом долгих раздумий; ее исходной точкой стал курс лекций, прочитанных автором в рамках Готтемановских чтений Упсальского университета по про- блеме Возрождения. Панофскому понадобилось много лет работы, чтобы из- ложить свои идеи в отточенном виде в форме монографий (их вышло две). Уже в первой главе книги, точнее, в самом ее названии ((( Renaissance : Self - Definition or SeIf - Deception »*, французский перевод не передает выразитель- ности данного заголовка) содержатся исходные позиции спорящих. По мне- нию Панофского, под Ренессансом следует понимать нечто вполне реальное; в то же время речь идет о постоянно повторяющемся на протяжении веков феномене. Неоднократно возникает и исчезает определенная гуманистиче- ская концепция литературы и искусства, синтезирующая идеализм с натура- лизмом. Она была выработана в античности, затем отброшена в первые века христианства, ожила в эпоху Каролингов и так или иначе продолжала суще- ствовать во времена Отгонов; политическая стагнация «темных столетий» вновь уводит ее в тень; в XII веке она утверждается во Франции. Столетием позже зта концепция достигает особого расцвета в Италии, а затем, после некоторой заминки, безусловно связанной с постигшими страну во второй половине Треченто бедствиями, окончательно одерживает верх в XV веке. Но никогда, ни на миг, античная литература и мифология не были полностью забыты. Указанная гуманистическая традиция объединяет всю западную ци- вилизацию IX—XVI веков и далее, несмотря на то что христианство породи- ло собственные оригинальные формы.

'«Самоопределение, или Самообман» (англ.). — Прим. pegr .

а В конечном счете Эрвин Панофский считает, что Буркхардт был прав, -йствительно, в истории культуры имел место такой период, как Возрож- ние, причем его окончательному триумфу предшествовал целый ряд более «.менее удачных попыток, сделанных в этом направлении. Иного пригово- и быть не могло. Панофский, этот увлеченный своими исследованиями фи- -ог, мог бы рассматривать самого себя как последнее воплощение возрож- нного гуманизма. Что касается книги Буркхардта, то она, вначале возне- -•кая до небес, затем раскритикованная и преданная анафеме, все еще про- дясает привлекать к себе внимание. Видно, не настала еще пора отправлять на задворки книжных магазинов.

Венская школа

Мыслители конца XIX века обнаруживают определенную пресыщен- ность конкретными фактами и питающимся ими рационализмом, что находит свое выражение в философии Бергсона; как искусство, так и политика на- шего времени тесным образом связаны с указанной тенденцией. Историки искусства и специалисты по эстетике, следуя известной «финалистской» ориентации (выразившейся, в частности, в неовиталистических теориях), те- перь усматривают orgahon * произведения искусства уже Не за его предела- ми, но в самой художественной деятельности. Этой деятельности они при- писывают собственную энергию, которая находит свое выражение в «твор- ческой эволюции», сходной с эволюцией житейской, ориентированной на все более полное использование своих Внутренних свойств.

Можно было бы ожидать, что подобное забвение принципа витализма в истории искусства могЛо бы исходить от представителей германской мысли, которая начиная уже с XVIII века столь рьяно погрузилась в изучение при- роды художественного феномена. И это действительно так; тем не менее в известной степени произошло перемещение мозгового центра по изучению искусства из Германии в Австрию. На территории единой в те времена Гер- мании эстетики были заняты спекуляциями на тему происхождения искусст- ва, а историки искусства, подчиняясь чисто прагматическому импульсу, ско- рее стремились восстановить жизненный путь того или иного художника, ат- рибуировать те или иные произведения и составить их каталоги, произвести датировку на основании внешних данных (архивные документы, влияния ху- дожественных традиций, древние литературные источники) или же исходя из самого произведения (подпись, формальные аналогии). Прекрасным об- разцом этой научной тенденции в истории искусства, которой со рвением за- воевателей посвятили себя такие ученые, как Ранк, Гайе, Куглер, Мюндлер, Шпрингер и др., можно считать Вильгельма Боде. Что же касается новых на- правлений в изучении произведений искусства, то они зародились в Австрии. Около 1 900 года, накануне катастрофы, которая превратит столицу Австро- Венгерской империи в заштатный город, Вена являлась одним из крупнейших центров европейской культуры. Здесь сформировалась блестящая плеяда ис- ториков искусства.

* Organon — органон, от греч. Spyavov — орудие, инструмент, средство (в филосо- фии Аристотеля и Фрэнсиса Бэкона — метод, орудие). Здесь — главное средство, осно- ва художественного творчества. — Прим. ред.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Французский перевод
Базен Ж. История истории искусства от Вазари до нашихдней истории 9 искусства
Области лацио
Уделившего много внимания проб лемам средневекового искусства
Базен Ж. История истории искусства от Вазари до нашихдней истории 12 искусства

сайт копирайтеров Евгений