Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

История советской литературы: Новый взгляд. В 2-х ч. М., 1990. Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М.,1991.

Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 30-х гг. М., 1995.

Советская культура: 70 лет развития. М., 1987.

Страницы истории советской художественной культуры 1917-1932. М.,1989.

Страницы отечественной художественной культуры: 30-е гг. М.,1995.

1. Становление Российской государственности и современное состояние отечсественной культуры. 1985 год вошел в историю России как год начала перестройки, объявленном М.Горбачевым, избранным в том году Генеральным секретарем 1% КПСС, а впоследствии первым и единственным Президентом СССР. Перестройка - поистине революционный процесс, который, без особых натяжек, можно определить как четвертую социальную революцию в России. Как любая социальная революция, так и Перестройка кардинально изменила все стороны общественной жизни страны.

В экономике - это переход от планового хозяйства, где практически все планировалось и распределялось, к рыночным отношениям, то, что принято называть либеральной экономикой (или говоря по-старому – капитализмом). Либеральная экономика - не медовый пряник. Это, в сущности, борьба всех против всех. Но эта борьба обусловлена какими-то правилами. Это как тайский бокс: все в шлемах, все в перчатках, т.е. защищены, но ногами бить разрешается. У нас же пока бокс без перчаток и шлемов, т.е. капитализм без правил, а по "понятиям". Его можно назвать капитализмом номенклатурно-криминальным (сращивание власти и бизнеса, который в большой степени сфера “теневой экономики”), т.е. это капитализм "для своих", а не для широких масс.

В области политики перестроечный период - это, прежде всего период распада Советского Союза как особой цивилизации на отдельные независимые государства. И хотя этот распад сопровождался меньшими потрясениями, чем в Югославии, где проходил подобный процесс, но обострение межнациональных отношений на постсоветском пространстве также не обошлось без военных конфликтов (Нагорный Карабах, Абхазии, Приднестровье, Таджикистан, Чечни...). Развал СССР - это одновременно процесс, который на прямую затронул судьбы многих семей, оказавшихся в одночастье как бы за границей, где большинство представителем не литерной нации стали как бы "людьми второго сорта".

С другой стороны, в постсоветской России, в результате полити­ческих реформ, произошли определенные сдвиги в сторону демократизации общества. В частности появилась многопартийность и следствие этого плюрализм идеологических концепций и воззрений, которые в свою очередь определили циркулярную ценностных ориентации по социально-политичес­кому признаку: Советский социализм (система, которая существовала в стране до перестройки); умеренный (модернизированный) социализм; свешенное общество (конвергенция социализма и капитализма);- либеральный капитализм западного образца; державность (опора на русскую идею – возрождение империи, приоритет духовного наследия прошлого, замешанного на ценностях православной культуры).

Если говорить о проблемах современной русской культуры, то здесь можно выделить несколько, так сказать, "'болевых точек". Во-первых, это тенденция социального расслоения между поколениями, что отражается на таких социокультурных основаниях как образ и стиль жизни, а также ценностные ориентации. Противоречия между поколениями (проблема "отцов и детей"), и, прежде всего на психологическом и идеологических уров­нях, присуща всем обществам, независимо от территориального, социального и исторического факторов. Но особенно они обостряются в эпоху пе­ремен, перехода из одной социальной системы - в другую, когда мировоззрение "отцов", сформировавшееся в старой системе, не может "ужиться" с новой реальностью, ибо обрывается идея преемственности. Поэтому старое и среднее поколение россиян и поколение молодое (образно говоря, "поколение кваса" и "'поколение пепси") находятся на разных полюсах отечественной культуры.

Вторая "'болевая точка"' современной отечественной культуры" - раз­рыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседнев­ном социокультурной практике. Динамизм современной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и культурным (искусственным) окружением. Это выражается в таких объективных показателях как количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художествен­ных образов, образцов поведения и взаимодействуя. Кроме того, существенно расширились возможности выбора форм и места проведения досуга, отдыха, удовлетворения интеллектуальных и эстетических интересов.

Но эти возможности часто бывают не реализованы, и, прежде всего из-за постоянного удорожания всех видов услуг, в том числе культурного назначения - стоимость книг, билетов на концерты, в театры, кинотеатры, а иногда и на выставки произведений изобразительного искусства и т.д. Все это сужает, сокращает реальное потребление современ­ных культурных ценностей.

Но самая большая проблема современной русской культуры - это противостояние так называемой "серьезной" и "народной" культуры (прежде всего в сфере художественной культуры) и "массовой культуры". Как метко заметил известный актер С.Юрский, массовое искусство - про то, как жить, а второй рукав искусства (в нашем случае - искусство "серьезное") - зачем жить. Кстати говоря, для России характерно почти всегда было то обстоятельство, что истинное (высокохудожествен­ное) искусство - это всегда искусство прошлого, а не настоящего.

Итак, проблема противостояния "серьезной" и "массовой культуры" самая сложная и её никакими спецуказаниями правительства не решишь. Принцип здесь один - "серьезная" культура должна быть на дотации, ей надо материально помогать. Это могут быть и государственная поддержка (бюджетные средства) и помощь спонсоров, но именно помощь. Потому что рынок как механизм для создания и распространения высокохудожественных ценностей в массах не эффективен. Везде, не только в России, скажем сим­фонический оркестр или оперный и репертуарный драматический театр без дотаций не выживут, а какая-нибудь рок-техно-бит-кабаре-поп-рэп-степ группа под названием, если не кличкой, - "ОФОНАРЕВШИЕ" - выживет, ибо она является неотъемлемой частью шоу-бизнеса, т.е. "массовой культуры".

2.Место «массовой культуры» в сфере отечественной культуры. На культурном пространстве постсоветской России правит бал "массовая культура". И с её помощью во многом осуществляется реформирование экономики, политической системы, социальной сферы. Почему же она обладает такими большими средствами психологического и идеологического воздействия? Попытаемся ответить на этот вопрос. Начнем с того, что сам термин "массовая культура"' появился в американской печати на исходе тридцатых годов минувшего века. А со второй половины 40-х термин этот быстро снискал себе известность и стал общепринятым, прежде всего в социологии, а затем в культурологии.

В соответствующей литературе существует самое различное толкова­ние термина "массовая культура". Но если из всего сказанного выделить главные черты, то "массовую культуру" можно определить как совокупность потребительских материальных и духовных ценностей, представляемых в распоряжение широкой публики, прежде всего при помощи средств массовой коммуникации, в условиях технической цивилизации и рыночных отношений. Одной из доминант массовой культуры является то, что она сознательно ориентирует распространяемые ее ценности на "усредненный" уровень развития массовых потребителей.

Возьмем, например, такой атрибут массовой материальной культуры как джинсы. Практически весь мир ходит в джинсах - дети и старики, мужчины и женщины, японцы, итальянцы, шведы, африканцы, католики и иудеи, рабочие, крестьяне, буржуа, аристократы и т.д. Люди совершенно разные по возрасту, этнической принадлежности, вероисповедания, профессии, а вот Америка всех одела в одни и те же штаны, которые впервые были пошиты из мешковины неким клондайским золотоискателем во время "золотой лихорадки" на Аляске в конце XIX века, а затем стали популярны во всем мире. А почему? Потому что джинсы удобны людям всех возрастов и наций - они универсальны (их можно носить и на работе, и на отдыхе, и летом, и весной и другие времена года).

Считается, что главным каналом распространения массовой культуры служат средства многотиражной коммуникативной техники и информации: книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, ТV, видео и аудиозаписи, компьютер. Конечно, массовая культура связана со средствами массовой информации, однако ее взаимоотношение с ними более сложно и противоречиво, чем на первый взгляд. Отнюдь не все, что передается по началам СМИ можно включить в "массовую культуру". С другой стороны, продукция массовой культуры находит свое распространение и за пределами СМИ. Поэтому не совсем верно считать массовую культуру лишь порождением "технического века". Она существовала и в иных формах на разных стадиях развития человечества. Ещё в Древнем Риме, где умиротворение масс шло под лозунгом "Хлеба и зрелищ", были одни зрелища у патрициев, другие - у плебеев. Но конечно, полный расцвет массовая культура получила именно в массовом индустриальном обществе.

Совершенно очевидно, что техническая революция, под знаком которой прошел практически весь XX век, и которая способствовала широкому внедрению достижений науки и техники в сферу производства и быта, ко­ренным образом изменило формы функционирования культуры. С другой стороны, массовая культура не выступает от имени какой-либо официальной или общественной организации. Её эффект исходит как бы от безличного неопределенного источника. В её системе отсутствует явно выраженный носитель пропагандируемых ею идей и ценностей. Массовая культура являет собою "пропаганду без пропагандиста''. Она не отождествляет себя с каким-либо идейным движением или духовным течением и предпочитает действовать анонимно, не связывая себя открыто с определенной идеологической доктриной. Проповедуемые массовой культурой ценности преподносятся, как освященные авторитетом общественного мнения у как нормы, которым должен следовать член общества, если он хочет жить в согласии в другими людьми, быть "не хуже других".

Тем самым, это, во-первых, формирует потребительскую психологию. Во-вторых, происходит сужение сферы личности, что приводит к ее своеобразной стандартизации. На лицо как бы диктатура "массовой культуры", которая устанавливается не институтами политической власти, не адми­нистративным распорядительством, а развернутой системой рыночных отношений, организуемых и контролируемых бизнесом.

Итак, ценности массовой культуры - это товары для рынка, а значит, их надо продать, и важнейшим средством доведения их до потребителя является реклама. Реклама выполняет сразу несколько функций. Первая из них - экономическая. О товаре, который предлагается покупателю, надо дать информацию о его назначении, качественных особенностях, а может быть и стоимости.

Вторая важнейшая функция рекламы - суггестивная (лат. – внушение). Рекламные агенты, которых в Америке называют "продавцами воздуха", неплохие психологи, они знают какими средствами надо пользоваться, чтобы внушить потребителю приобрести (купить) тот или иной товар.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Свешников Б. Духовная культура России 1 сказание
Массовая культура 6
Центром же музыкального театра оставался большой театр
Свешников Б. Духовная культура России 13 культуры
человека

сайт копирайтеров Евгений