Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1. Космологическая модель. – 2. Отдельные проявления космологической модели. – 3. Свет. – 4. Солнце. – 5. Синтез света и солнца в античной эстетике. – 6. Генология, или Учение о едином. – 7. Любовь. – 8. Пластическая фигурность. – 9. Символизм. – 10. Вечная жизнь. – 11. Порождающая модель. – 12. Закон. – 13. Антиисторизм. – 14. Итог. – 15. Конструктивные принципы и фактические особенности §4. Драматизм и танцевальный характер платоновского учения об идеях

1. Созерцательность, драматизм и танцевальный характер учения Платона об идеях. – 2. Драматизм. Танцевальный характер. – 3. Опора платоновской эстетики на метод игры. – 4. Завершение метода игры в платоновской эстетике §5. Охота как символ платоновского учения об идеях

1. Образ охоты у Платона в сравнении с другими греческими писателями. – 2. Новое у Платона в символе охоты. – 3. Логический метод как охота. – 4. Охотничья сущность – "путь" и "метод" диалектики. – 5. Символ охоты в учении о диалектическом методе преимущественно в "Федоне" и "Государстве". – 6. Философско-эстетическая голубятня в "Теэтете". – 7. "Политик". – 8. "Филеб" и "Тимей". – 9. "Законы". – 10. "Софист". – 11. Символ охоты в связи с предыдущими эстетическими символами §6. Отдельные иллюстрации общего соматического прасимвола

1. Вещество. Благовония. – 2. Зрение. – 3. Слух. – 4. Питание. – 5. Природа и жизнь. – 6. Ремесла и искусства. – 7. Врачевание (здоровье и болезнь). – 8. Печать и припечатывание. – 9. Организующее и организуемое. – 10. Священные таинства. – 11. Платоновские термины, изученные отчасти на материалах Платона, а отчасти на материалах неплатоновских. – 12. Общий результат §7. Элементы соматической терминологии в эстетике Платона

1. Вступительные замечания. – 2. Общая статистика философско-эстетической терминологии Платона. – 3. Внешнее, внутреннее, внешне-внутреннее значение терминов. – 4. Мифолого-натурфилософское и понятийное значение. – 5. Тексты с малоопределенным значением. – 6. Модельно-порождающее значение. – 7. "Диалектическое" значение. – 8. Тексты, допускающие возможность трансцендентного толкования. – 9. Критика учения о трансцендентности идей. – 10. Критика Платоном Демокрита и Аристотеля как дуалистов. – 11. Общее заключение об античном характере платоновской эстетики §8. Главнейшие терминологические исследования по эстетике и философии Платона §9. Вопрос об эволюции эстетических взглядов Платона

1. Неразрешимость вопроса о точной последовательности произведений Платона. – 2. Из литературы. – 3. Исходный пункт платоновской эстетики для целей наиболее вероятной группировки его произведений. – 4. "Сократические" произведения. – 5. Переходная ступень. – 6. Конструктивно-художественная ступень. – 7. Конструктивно-общественная и государственная ступень. – 8. Конструктивно-логическая ступень. – 9. Конструктивно-космологическая ступень. – 10. Конструктивно-подзаконная ступень §10. Социально-историческое завершение

1. Тысячелетняя ошибка. – 2. Греческая классика V-IV вв. до н.э. – 3. Диалектическая структура классики. – 4. Душераздирающая трагедия


Часть Третья
ШКОЛА ПЛАТОНА, ИЛИ ДРЕВНЯЯ АКАДЕМИЯ

§1. Спевсипп

1. Общее философское учение. – 2. Эстетические выводы §2. Ксенократ

1. Общее философское учение. – 2. Эстетические выводы. – 3. Непосредственно эстетические высказывания Ксенократа. – 4. Общий вывод §3. Другие представители Древней Академии

1. Гераклид Понтийский. – 2. Евдокс. – 3. Полемон, Кратет и Крантор. – 4. "Послезаконие"

Примечания

 

Уже общий обзор теоретической, философской эстетики Платона дает все основания для того, чтобы принципиально судить о значении и оценках искусства в системе философа. С тем или иным пониманием искусства мы встречаемся у Платона решительно на каждом шагу. Поэтому то, что предстоит нам сделать сейчас в связи с его основным эстетическим принципом и многочисленными модификациями этого принципа, едва ли внесет что-нибудь новое в предыдущее изложение эстетики Платона. Однако то, на что мы раньше наталкивались только случайно и не систематически при изучении проблем общей эстетики Платона, предстоит сейчас изложить систематически, со всеми необходимыми подробностями и с изучением всей относящейся сюда терминологии.

Так, прежде всего нам уже не нужно будет решать вопрос о том, что такое искусство, по Платону, в его существе. Настоящее, подлинное и совершенное произведение искусства, по Платону, – это видимый и осязаемый, чувственно-материальный космос. В нем максимально осуществились все идеальные принципы бытия, и в нем до предельного совершенства дошли все материальные основы бытия. Из предыдущего ясно и то, что все другие произведения искусства уже не являются настоящими произведениями искусства, а только слабой их копией, или, как говорит Платон, только подражанием космосу, а через него – и осуществленным в нем вечным идеям. Совершенное воплощение идей в космосе снимает самую проблему о противоположности искусства и природы, поскольку космос в совершенно одинаковой степени является и специально организованным произведением искусства и вполне безыскусственной, свободной, даже случайно возникающей природой. Вместе с тем, конечно, снимаются и все те вопросы, которыми всегда занималась теория искусства. Таковы вопросы о форме и содержании, об этическом и эстетическом начале в искусстве, об его реализме или идеализме, об его стиле, об его творческих причинах и пассивных материалах, об его происхождении, назначении, цели, идейности, прогрессе и об его идеале. Все эти проблемы уже решены. Платоном в его общей, философской эстетике; и в последующем нас ожидают только детали и терминология всей этой проблематики.

Ясной из предыдущего оказывается также и оценка того, что обыкновенно среди людей называется искусством. Это искусство не вызывает никаких возражений со стороны Платона только до тех пор, пока оно, подобно космосу, тоже творит, и притом в идеальной форме, самые настоящие и доподлинные вещи. Поэтому настоящий художник – это либо опытный и искусный ремесленник, создающий столы, скамьи, одежду, обувь и т.д., либо земледелец, либо врач, умеющий хорошо лечить болезни, либо политик, умеющий создавать и внедрять в человеческую жизнь идеальные формы человеческого общежития. Ясно также и то, что художник в европейском смысле слова, создающий произведения искусства ради чистого наслаждения или даже ради познания жизни, по Платону, вовсе не есть подлинный художник. Такой художник живет только иллюзиями, а воплощение иллюзий в жизнь далеко от подлинных задач искусства. Такие художники вовсе не нужны, и при построении идеального государства их необходимо из государства удалять.

С другой стороны, однако, такой взгляд вовсе не означает полного непризнания искусства со стороны Платона. Как уже сказано, искусство всегда хорошо там, где оно создает реальную жизнь или по крайней мере помогает ее созданию. Военная музыка, поддерживающая бодрость духа военных людей, не только всячески приветствуется Платоном, но считается даже необходимой. И та музыка, которая сопровождает наши молитвы и тоже способствует сохранению бодрости духа, также вполне необходима. Да и вся бытовая музыка в том случае, если она не расслабляет нравы, не изнеживает людей, не отвлекает их от дела, а помогает их мирному труду и облегчает, оживляет и углубляет взаимные отношения между людьми, такая музыка – тоже необходима. Другими словами, искусство в эстетике Платона признается только как слуга жизни и ни в каком другом качестве не допускается.

Ясным, наконец, является и то, как с точки зрения Платона надо оценивать художественные произведения прошлого. Гомер в тех случаях, когда он изображает богов в дурном виде, не должен изучаться в идеальном государстве. Прославленные авторы трагедий, часто вызывающие, с точки зрения Платона, никому не нужные страсти, слезы, всякого рода страхи и тем самым ослабляющие волевую целенаправленность зрителей, также должны быть исключены, потому что они не создают ничего полезного для общества, не поддерживают его духовной бодрости и крепости и только приучают зрителей к праздности и безделью.

Таким образом, общие контуры теории искусства у Платона выясняются уже на стадии анализа его общеэстетических взглядов. Остаются детали, нередко весьма существенные, необходимая их систематизация (у Платона они, как всегда, разбросаны и плохо согласованы) и терминология (без точного уяснения которой вообще невозможно ясное представление о предмете).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

За это время афиняне со своим имуществом переселились в город

Eidenai с такой же легкостью употребляется платоном в отношении наблюдаемых фактов

Платон перечисляет те три quot

сайт копирайтеров Евгений