<<< ΛΛΛ >>>
1. Первообраз, или образец. – 2. Демиург. – 3. Принцип материи, или необходимости. – 4. Субъект творчески-жизненной деятельности в совокупности всех его материальных функций, или софия. – 5. Материя в совокупности всех наличных в ней идеальных воплощений, или космические ум, душа и тело.
§11. Мифологическая модификация
1. Необходимость для Платона мифологического принципа. – 2. Существенные черты платоновской мифологии. – 3. Терминология.
§12. Итог изучения платоновского эстетического принципа и его модификаций
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Вступительные замечания
§1. Материя
1. Общее определение. – 2. Инфинитезимальный смысл. – 3. Геометрически-физически-музыкальный смысл. – 4. Художественный смысл.
§2. Тело
1. Красота тела вообще. – 2. Неорганическая природа. – 3. Неорганическая и органическая природа. – 4. Свет и цвет. – 5. Звуки.
§3. Человек
1. Человек на фоне художественной действительности вообще. – 2. Красота человеческого тела. – 3. Неразрывность знания и чувственного ощущения.
§4. Общество
1. Историческая основа. – 2. Субстанциональный символизм. – 3. Три сословия. – 4. Общая психология. – 5. Теория познания. – 6. Симметрия и гармония в этической области. – 7. Субъективный коррелат.
§5. Космос и его структура
1. Космос - цельное и нерушимое трехмерное тело. – 2. Космические пропорции. – 3. Историческое происхождение теории космических пропорций. – 4. Космический геометризм. – 5. Картина космоса в целом по "Тимею". – 6. "Макрокосм" и "микрокосм".
§6. Абсолютная действительность
1. Основные науки кроме диалектики. – 2. Диалектика. – 3. Ипотеса. – 4. Безыпотесный принцип, или беспредпосылочное начало. – 5. Шесть тезисов эстетики в платоновском "Государстве".
6. Понятное и непонятное в эстетике Платона. – 7. Абсолютная действительность как тело, душа и ум (некоторые детали бытийной иерархии после беспредпосылочного начала).
§7. Общий результат исследования эстетического принципа с его модификациями и художественной действительности
1. Идея и материя. – 2. Порождающая модель. – 3. Дальнейшие порождения основной модели. – 4. Философия и эстетика. – 5. Принцип иерархии. – 6. Миф. – 7. Рациональное и иррациональное в эстетике Платона. – 8. Эстетический принцип, его модификации, его художественное воплощение. – 9. Самодовлеющее созерцание и практически-полезное производство. – 10. Основной парадокс платоновской эстетики. – 11. Имманентное разрешение этого парадокса. – 12. Социально-историческое разрешение парадокса.
Иллюстрации
ПРИМЕЧАНИЯ
<< >>
История античной эстетики, том II
М.: "Искусство", 1969
Часть Вторая
ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (ПЛАТОН),
ИЛИ ЭСТЕТИКА ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
ВВЕДЕНИЕ
Существуют весьма большие трудности для достаточно четкого и адекватного анализа платоновской эстетики. И тем не менее мировое значение платонизма таково, что только очень усердное изучение Платона может дать ориентацию в истории эстетики вообще. Едва ли было такое столетие и даже такое десятилетие в этой истории, когда не использовался так или иначе Платон или не подвергался какому-нибудь истолкованию.
§1. Исходный пункт эстетики
1. Трудности изучения эстетики Платона
Прежде всего необходимо учитывать внешнюю трудность овладения платоновскими материалами. Здесь отсутствует не только специальное и систематическое изложение эстетики, но отсутствует и вообще система всей философии. Ее приходится конструировать из массы разнообразных диалогов Платона, где спорящие стороны часто не приходят ни к какому ясно выраженному положительному выводу. Не говорим уже о сомнениях относительно подлинности и хронологической последовательности этих диалогов.
Разумеется, разрешать эти вопросы здесь невозможно, так как этим занимается общая история античной философии. Нам придется здесь волей-неволей строить изложение несколько догматически.
Еще большая трудность существует относительно внутреннего понимания философии Платона. Наука знает ряд интерпретаций платонизма, весьма радикально отличающихся друг от друга и тем не менее вносящих известные ценные идеи в общую науку о Платоне.
Самым трудным для понимания является платоновское учение о так называемых идеях. Этому термину обычно везет гораздо больше, чем соответствующему понятию. Дать в ясной и отчетливой форме анализ платоновского учения об идеях – очень трудно. А между тем все то новое, что Сократ подготовил и Платон выполнил, как раз связано с этими "идеями". Если для Сократа идея была только "логическим" определением (или феноменологическим описанием вещи), доходившим до целевой структуры, то для Платона, как известно, она вновь оказывается бытием. Идеи у Платона и есть бытие. Тут он возвращается к онтологизму досократиков, хотя это бытие теперь уже не физическое или не просто физическое. Оно, несомненно, есть еще и сознание. Прекрасное, красота есть тоже идея, или идеи; во всяком случае, оно – какой-то момент идеи.
Так что же такое платоновские идеи? Исследователи несколько столетий всячески изощрялись в своих интерпретациях платоновских идей, и входить в их рассмотрение – тоже не дело истории эстетики. Но все же следует остановиться на основном.
Таких основных истолкований можно указать по крайней мере четыре:
<<< ΛΛΛ >>>
По платону Другие диалоги платона Иной раз в текстах платона попадается как бы некоторого рода условное толкование ипотес Хотя о платоновском взгляде на искусство мы будем говорить позднее Платон говорит о своем четвертом принципе
|