Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и
горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему
национальна...

Д. Шостакович

С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна
из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества
совпали с «веком джаза» - так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США
крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало
основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке
дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин
считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки
- наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши
песни»... - писал композитор.
Сын эмигранта из России, Гершвин родился в Нью-Йорке. Его детство
прошло в одном из районов города - Ист-Сайде, где его отец был владельцем
небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничавший в компании
своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музыкально
одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие
уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные многочасовые
занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина. Его карьера
началась в музыкальном магазине нотоиздательской фирмы «Реммик и компания».
Здесь, вопреки желанию своих родителей, шестнадцатилетним юношей он начал
работать музыкальным продавцом-рекламистом. «Каждый день в девять часов я
уже сидел в магазине за роялем, играя популярные мелодии для каждого, кто
приходил»...- вспоминал Гершвин. Исполняя на службе популярные мелодии Э.
Берлина, Дж. Керна и др., Гершвин сам страстно мечтал заняться творчеством.
Дебют песен восемнадцатилетнего музыканта на эстраде Бродвея положил начало
его композиторскому триумфу. Только за последующие 8 лет он создал музыку
более чем к 40 спектаклям, 16 из которых были настоящими музыкальными
комедиями. Уже в начале 20-х гг. Гершвин - один из популярнейших
композиторов Америки, а затем Европы. Однако его творческому темпераменту
оказалось тесно лишь в рамках эстрадной музыки и оперетты. Гершвин мечтал
стать, по его собственному выражению, «настоящим композитором», владеющим
всеми жанрами, всей полнотой техники для создания произведений крупной
формы.
Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем
своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию
и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим
музыкальным явлениям своего времени. Будучи уже всемирно известным
композитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией
и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу. Первоклассный
пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал брать уроки игры на
фортепиано у известного американского педагога Э. Хатчесона.
В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора
«Рапсодии в стиле блюз» для фортепиано и симфонического оркестра. Партию
рояля исполнял автор. Новое произведение вызвало большой интерес
американской музыкальной общественности. На премьере «Рапсодии», прошедшей с
огромным успехом, присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л.
Стоковский и др.
Вслед за «Рапсодией» появляются: Фортепианный концерт (1925),
оркестровое программное сочинение «Американец в Париже» (1928), Вторая
рапсодия для фортепиано с оркестром (1931), «Кубинская увертюра» (1932). В
этих сочинениях сочетание традиций негритянского джаза, афро-американского
фольклора, эстрадной музыки Бродвея с формами и жанрами европейской
музыкальной классики нашло полнокровное и органичное воплощение, определив
главную стилистическую особенность музыки Гершвина.
Одним из значительных событий для композитора стало посещение Европы
(1928) и встречи с М. Равелем, Д. Мийо, Ж. Ориком, Ф. Пуленком, С.
Прокофьевым во Франции, Э. Кшенеком, А. Бергом, Ф. Легаром, И. Кальманом в
Вене.
Наряду с симфонической музыкой Гершвин с увлечением работает в кино. В
30-х гг. он периодически подолгу живет в Калифорнии, где пишет музыку к
нескольким кинофильмам. Тогда же композитор вновь обращается и к театральным
жанрам. Среди созданных в этот период произведений - музыка к сатирической
пьесе «О тебе я пою» (1931) и «лебединая песня» Гершвина - опера «Порги и
Бесс» (1935). Музыка оперы наполнена выразительностью, красотой интонаций
негритянских песен, острым юмором, а порой и гротеском, насыщена самобытной
стихией джаза.
Творчество Гершвина высоко оценивала современная композитору
музыкальная критика. Один из крупнейших ее представителей В. Дамрош писал:
«Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим
супом, ожидая, пока он немного поостынет... Джордж Гершвин... смог совершить
чудо. Он - принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед
всем миром как о принцессе к немалой ярости ее завистливых сестер». /И.
Ветлицына/
ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (10 VIII 1865, Петербург - 21 III
1936, Париж)

Глазунов создал мир счастья, веселья, покоя, полета, упоения,
задумчивости и многого, многого другого, всегда счастливого, всегда ясного и
глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого...

А. Луначарский

Соратник композиторов «Могучей кучки», друг А. Бородина, дописавший по
памяти его незавершенные сочинения, - и педагог, который в годы
послереволюционной разрухи поддержал юного Д. Шостаковича... В судьбе А.
Глазунова зримо воплотилась преемственность русской и советской музыки.
Прочное душевное здоровье, сдержанная внутренняя сила и неизменное
благородство - эти черты личности композитора привлекали к нему
музыкантов-единомышленников, слушателей, многочисленных учеников. Сложившись
еще в юношеские годы, они определили основной строй его творчества.
Музыкальное развитие Глазунова было стремительным. Родившись в семье
известного книгоиздателя, будущий композитор с детства воспитывался в
атмосфере увлеченного музицирования, поражая родных необыкновенными
способностями - тончайшим музыкальным слухом и умением мгновенно запоминать
в деталях однажды слышанную музыку. Позднее Глазунов вспоминал: «В доме у
нас много играли, и я твердо запомнил все исполнявшиеся пьесы. Нередко
ночью, проснувшись, я восстанавливал мысленно до малейших подробностей то,
что слышал раньше»...
Первыми учителями мальчика были пианисты Н. Холодкова и Е. Еленковский.
Решающую роль в формировании музыканта сыграли занятия с крупнейшими
композиторами петербургской школы - M. Балакиревым и Н. Римским-Корсаковым.
Общение с ними помогло Глазунову удивительно быстро достичь творческой
зрелости и вскоре переросло в дружбу единомышленников.
Путь молодого композитора к слушателю начался с триумфа. Первая
симфония шестнадцатилетнего автора (премьера в 1881 г.) вызвала восторженные
отклики публики и прессы, высокую оценку коллег. В этом же году произошла
встреча, во многом повлиявшая на судьбу Глазунова. На репетиции Первой
симфонии юный музыкант познакомился с искренним ценителем музыки, крупным
лесопромышленником и меценатом М. Беляевым, много сделавшим для поддержки
русских композиторов. Начиная с этого момента пути Глазунова и Беляева
перекрещивались постоянно. Вскоре молодой музыкант стал завсегдатаем
беляевских пятниц. Эти еженедельные музыкальные вечера привлекали в 80-90-х
гг. лучшие силы русской музыки. Вместе с Беляевым Глазунов совершил
длительную заграничную поездку, познакомился с культурными центрами
Германии, Швейцарии, Франции, записывал народные напевы в Испании и Марокко
(1884). Во время этого путешествия произошло памятное событие: Глазунов
посетил в Веймаре Ф. Листа. Там же, на фестивале, посвященном творчеству
Листа, с успехом прозвучала Первая симфония русского автора.
Долгие годы Глазунов был связан с любимыми детищами Беляева -
музыкальным издательством и Русскими симфоническими концертами. После смерти
основателя фирмы (1904) Глазунов вместе с Римским-Корсаковым и А. Лядовым
вошел в состав Попечительского совета для поощрения русских композиторов и
музыкантов, созданного по завещанию и на средства Беляева. На
музыкально-общественном поприще Глазунов обладал большим авторитетом.
Уважение коллег к его мастерству и опыту опиралось на прочный фундамент:
принципиальность, основательность и кристальную честность музыканта. С
особой требовательностью композитор оценивал свое творчество, нередко
переживая мучительные сомнения. Эти качества давали силы для подвижнической
работы над сочинениями ушедшего из жизни друга: музыка Бородина, уже
звучавшая в исполнении автора, но не записанная из-за его внезапной смерти,
была спасена благодаря феноменальной памяти Глазунова. Так была завершена
(совместно с Римским-Корсаковым) опера «Князь Игорь», восстановлена по
памяти и оркестрована 2 часть Третьей симфонии.
В 1899 г. Глазунов становится профессором, а в декабре 1905 г. -
руководителем старейшей в России Петербургской консерватории. Избранию
Глазунова директором предшествовала полоса испытаний. Многочисленные
студенческие сходки выдвигали требование автономии консерватории от
императорского Русского музыкального общества. В этой ситуации, расколовшей
педагогов на два лагеря, Глазунов четко определил свою позицию, поддержав
студентов. В марте 1905 г., когда Римский-Корсаков был обвинен в
подстрекательстве студентов к возмущениям и уволен, Глазунов вместе с
Лядовым вышли из состава профессоров. Через несколько дней Глазунов
дирижировал оперой Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», поставленной
силами консерваторских студентов. Спектакль, насыщенный злободневными
политическими ассоциациями, закончился стихийным митингом. Глазунов
вспоминал: «Я тогда рисковал быть выселенным из Петербурга, но тем не менее
я согласился на это». Как отклик на революционные события 1905 г. появилась
обработка песни «Эй, ухнем»! для хора и оркестра. Лишь после предоставления
консерватории автономии Глазунов вернулся к преподаванию. Вновь став
директором, он с присущей ему обстоятельностью вникал во все детали учебного
процесса. И хотя в письмах композитор жаловался: «Я так перегружен
консерваторской работой, что я не успеваю о чем-либо думать, как только о
заботах настоящего дня», - общение с учениками стало для него насущной
необходимостью. Молодежь также тянулась к Глазунову, чувствуя в нем
истинного мастера и учителя.
Постепенно просветительские, учебные задачи стали для Глазунова
основными, потеснив композиторские замыслы. Особенно широко развернулась его
педагогическая и общественно-музыкальная работа в годы революции и
гражданской войны. Мастера интересовало все: и конкурсы самодеятельных
артистов, и дирижерские выступления, и общение со студенчеством, и
обеспечение нормального быта профессоров и учащихся в условиях разрухи.
Деятельность Глазунова получила всеобщее признание: в 1921 г. он был
удостоен звания народного артиста.
Связь с консерваторией не прерывалась до конца жизни мастера. Последние
годы (1928-36) стареющий композитор провел за границей. Болезни преследовали
его, гастрольные поездки утомляли. Но Глазунов неизменно возвращался мыслями
к Родине, к соратникам, к консерваторским делам. Он писал коллегам и
друзьям: «Мне вас всех недостает». Умер Глазунов в Париже. В 1972 г. его
прах перевезен в Ленинград и захоронен в Александро-Невской лавре.
Путь Глазунова в музыке охватывает около полувека. В нем были подъемы и
спады. Вдали от Родины Глазунов почти ничего не сочинял, за исключением двух
инструментальных концертов (для саксофона и виолончели) и двух квартетов.
Основной взлет его творчества приходится на 80-90-е гг. XIX в. и начало
1900-х гг. Несмотря на периоды творческих кризисов, на растущее число
музыкально-общественных и педагогических дел, в эти годы Глазунов создал
множество масштабных симфонических сочинений (поэмы, увертюры, фантазии),
среди которых «Стенька Разин, Лес, Море, Кремль», симфоническую сюиту «Из
средних веков». Тогда же появляется большинство струнных квартетов (5 из
семи) и других ансамблевых произведений. Есть в творческом наследии
Глазунова и инструментальные концерты (помимо упомянутых - 2 фортепианных и
особенно популярный скрипичный), романсы, хоры, кантаты. Однако главные
достижения композитора связаны с симфонической музыкой.
Никто из отечественных композиторов конца XIX - начала XX в. не уделял
жанру симфонии такого внимания, как Глазунов: его 8 симфоний образуют
грандиозный цикл, возвышаясь среди произведений других жанров как массивный
горный кряж на фоне холмов. Развивая классическую трактовку симфонии как
многочастного цикла, дающего обобщенную картину мира средствами
инструментальной музыки, Глазунов смог реализовать свой щедрый мелодический
дар, безупречную логику в возведении сложных многоплановых музыкальных
конструкций. Образная несхожесть симфоний Глазунова между собой лишь
оттеняет внутреннее их единство, коренящееся в настойчивом стремлении
композитора объединить 2 ветви русского симфонизма, существовавшие
параллельно: лирико-драматическую (П. Чайковский) и картинно-эпическую
(композиторы «Могучей кучки»). В результате синтеза этих традиций возникает
новое явление - лиро-эпический симфонизм Глазунова, привлекающий слушателя
светлой задушевностью и богатырской силой. Напевные лирические излияния,
драматические нагнетания и сочные жанровые картины в симфониях взаимно
уравновешиваются, сохраняя общий оптимистический колорит музыки. «Разлада в
музыке Глазунова нет. Она - уравновешенное воплощение жизненных настроений и
ощущений, отраженных в звуке»... (Б. Асафьев). В симфониях Глазунова
поражает стройность и ясность архитектоники, неистощимая изобретательность в
работе с тематизмом, щедрое разнообразие оркестровой палитры.
Развернутыми симфоническими картинами можно назвать и балеты Глазунова,
в которых связность фабулы отступает на второй план перед задачами яркой
музыкальной характеристики. Самый знаменитый из них - «Раймонда» (1897).
Фантазия композитора, издавна увлеченного красочностью рыцарских легенд,
породила многоцветие нарядных картин - празднество в средневековом замке,
темпераментные испано-арабские и венгерские танцы... Музыкальное воплощение
замысла чрезвычайно монументально и красочно. Особенно привлекательны
массовые сцены, в которых тонко переданы приметы национального колорита.
«Раймонда» обрела долгую жизнь и в театре (начиная с первой постановки
знаменитым балетмейстером М. Петипа), и на концертной эстраде (в виде
сюиты). Секрет ее популярности - в благородной красоте мелодий, в точном
соответствии музыкального ритма и оркестрового звучания пластике танца.
В следующих балетах Глазунов идет по пути сжатия спектакля. Так
появляются «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса» (1898) и «Времена года»
(1898) - одноактные балеты, созданные также в содружестве с Петипа. Сюжет в
них незначителен. Первый - это изящная пастораль в духе Ватто (французского
живописца XVIII в.), второй - аллегория о вечности природы, воплощенная в
четырех музыкально-хореографических картинах: «Зима, Весна, Лето, Осень».
Стремление к краткости и подчеркнутая декоративность одноактных балетов
Глазунова, обращение автора к эпохе XVIII в., окрашенное оттенком иронии, -
все это заставляет вспомнить увлечения художников «Мира искусства».
Созвучность времени, ощущение исторической перспективы присуще
Глазунову во всех жанрах. Логическая точность и рациональность конструкции,
активное использование полифонии - без этих качеств невозможно представить
себе облик Глазунова-симфониста. Эти же черты в разных стилистических
вариантах стали важнейшими признаками музыки XX в. И хотя Глазунов оставался
в русле классических традиций, многие его находки исподволь готовили
художественные открытия XX в. В. Стасов назвал Глазунова «русским Самсоном».
Действительно, только богатырю под силу утвердить неразрывную связь русской
классики и нарождающейся советской музыки, так как это сделал Глазунов. /Н.
Заболотная)
ГЛЕБОВ Евгений Александрович (р. 10 IX 1929, Рославль, Смоленской обл.)
С творчеством Е. Глебова связаны многие лучшие страницы музыкальной
культуры современной Белоруссии, прежде всего в симфоническом, балетном и
кантатно-ораториальном жанрах. Несомненно тяготение композитора к крупным
сценическим формам (помимо балетов им созданы опера «Твоя весна» - 1963,
оперетта «Притча о наследниках, или Скандал в преисподней» - 1970,
музыкальная комедия «Миллионерша» - 1986). Непростым был путь Глебова в
искусство - лишь в 20 лет он смог приступить к профессиональным занятиям
музыкой, которая всегда была для юноши заветной мечтой. В его семье
потомственных железнодорожников всегда любили петь. Еще в детстве, не зная
нот, будущий композитор научился играть на гитаре, балалайке и мандолине. В
1947 г., поступив по семейной традиции в Рославльский железнодорожный
техникум, Глебов не оставляет свое увлечение - он активно участвует в
самодеятельности, организует хор и инструментальный ансамбль. В 1948 г.
появляется первое сочинение молодого автора - песня «Студенческая
прощальная». Ее успех придал Глебову уверенность в себе.
Переехав в Могилев, где он работает осмотрщиком вагонов, Глебов бывает
на занятиях в местном музыкальном училище. Решающей стала встреча с
известным белорусским музыкантом И. Жиновичем, который посоветовал поступать
в консерваторию. В 1950 г. мечта Глебова сбылась, и уже вскоре благодаря
необычайной настойчивости и целеустремленности он стал одним из лучших
студентов композиторского класса профессора А. Богатырева. Много и
плодотворно работая, Глебов навсегда увлекся белорусским фольклором, который
глубоко вошел в его творчество. Композитор постоянно пишет произведения для
оркестра белорусских народных инструментов, для различных инструментов solo.
Деятельность Глебова многогранна. Уже с 1954 г. он обращается к
педагогике, преподает сначала (до 1963) в минском музыкальном училище, затем
ведет класс композиции в консерватории. Работа в качестве руководителя
эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио БССР, в кино (музыкальным
редактором «Беларусьфильма»), в республиканском театре юного зрителя
(дирижер и композитор) активно повлияла на творчество. Так, детский
репертуар остается неизменной любовью Глебова (песни, оратория «Приглашение
в страну детства» - 1973, инструментальные пьесы и др.). Однако, несмотря на
разнообразие увлечений, Глебов прежде всего композитор-симфонист. Наряду с
программными сочинениями («Поэма-легенда» - 1955; «Полесская сюита» - 1964;
«Альпийская симфония-баллада» - 1967; 3 сюиты из балета «Избранница» - 1969;
3 сюиты из балета «Тиль Уленшпигель», 1973-74; Концерт для оркестра «Зов» -
1988 и др.) Глебовым созданы 5 симфоний, 2 из которых тоже программны
(Первая, «Партизанская» - 1958 и Пятая, «К миру» - 1985). В симфониях
воплотились важнейшие черты художнической личности композитора - стремление
отразить богатство окружающей жизни, сложный духовный мир современного
поколения, драматизм эпохи. Не случайно одно из своих лучших произведений -
Вторую симфонию (1963) - композитор посвятил молодежи.
Почерку композитора свойственна острота выразительных средств,
рельефность тематизма (нередко фольклорного происхождения), точное ощущение
формы, прекрасное владение оркестровой палитрой, особенно щедрой в его
симфонических партитурах. Необычайно интересно качества
драматурга-симфониста преломились в балетах Глебова, которые заняли прочное
место не только на отечественной сцене, но и были поставлены за рубежом.
Большим достоинством балетной музыки композитора является ее пластичность,
тесная связь с хореографией. Театральная, зрелищная природа балета
определила и особую широту тем и сюжетов, обращенных к разным эпохам и
странам. При этом жанр трактуется очень гибко, варьируясь от небольших
характерных миниатюр, философской сказки до многоактных музыкальных драм,
повествующих об исторических судьбах народа («Мечта» - 1961; «Белорусская
партизанская» - 1965; хореографические новеллы «Хиросима, Блюз, Фронт,
Доллар, Испанский танец, Мушкетеры, Сувениры» - 1965; «Альпийская баллада» -
1967; «Избранница» - 1969; «Тиль Уленшпигель» - 1973; Три миниатюры для
Ансамбля народного танца БССР - 1980; «Маленький принц» - 1981).
Искусство Глебова всегда тяготеет к гражданственности. Это ярко
проявляется в его кантатно-ораториальных сочинениях. Но особое звучание в
творчестве композитора приобретает столь близкая художникам Белоруссии
антивоенная тема, с огромной силой прозвучавшая в балете «Альпийская
баллада» (по повести В. Быкова), в Пятой симфонии, в вокально-симфоническом
цикле «Помню» (1964) и в «Балладе памяти» (1984), в Концерте для голоса с
оркестром (1965).
Творчество композитора получило всенародное признание, верный себе,
Евгений Глебов продолжает своей музыкой «активно отстаивать право жить». /Г.
Жданова/
ГЛИНКА Михаил Иванович (1 VI 1804, с. Новоспасское, ныне Смоленской
обл. - 15 II 1857, Берлин)
Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и
проложить для оперной русской музыки новую дорогу.

М. Глинка

Глинка... в такой степени соответствовал потребностям времени и
коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в
самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем
отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни.

В. Стасов

В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула
композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской
народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского
искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской
школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре,
стал первым русским композитором-классиком.
В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления
времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ.
Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра,
справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что
им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.
Что же формировало личность композитора? Об этом Глинка пишет в своих
«Записках» - замечательном образце мемуарной литературы. Главными
впечатлениями детства он называет русские песни они были «первою причиною
того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую
музыку»), а также крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего».
Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал.
«Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и
церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о
путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией. Два великих
исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его
биографии: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. Они
определили основную идею творчества («Отчизне посвятим души прекрасные
порывы»), а также политические убеждения. По словам друга юности Н.
Маркевича, «Михаило Глинка... не сочувствовал никаким Бурбонам».
Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском
Благородном пансионе (1817-22), славившемся прогрессивно мыслящими
преподавателями. Его воспитателем в пансионе был В. Кюхельбекер, будущий
декабрист. Юность протекала в атмосфере пылких политических и литературных
споров с друзьями, причем кое-кто из близких Глинке людей после разгрома
восстания декабристов оказался среди сосланных в Сибирь. Недаром Глинка был
подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками».
В идейно-художественном формировании будущего композитора немалую роль
сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни
народа; непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом,
А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем. Разнообразными были и
музыкальные впечатления. Глинка брал уроки фортепианной игры (у Дж. Филда, а
затем у Ш. Майера), учился пению, игре на скрипке. Часто бывал в театрах,
посещал музыкальные вечера, музицировал в 4 руки с братьями Виельгорскими,
А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 г.
появился один из шедевров русской вокальной лирики - романс «Не искушай на
стихи» Е. Баратынского.
Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка
на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34).
Общительный, пылкий, увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с
поэтической чувствительностью, он легко обзаводился друзьями. В Италии
Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном,
позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, С. Монюшко. Жадно
впитывая разнообразные впечатления, Глинка серьезно и пытливо учился,
завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена.
Именно здесь, вдали от родины, Глинка в полной мере осознал свое
истинное предназначение. «Мысль о национальной музыке... более и более
прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу». Этот замысел
осуществился по возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера
«Иван Сусанин». Ее сюжет, подсказанный Жуковским, давал возможность
воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя спасения родины.
Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось
героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие
типические черты национального характера.
Героическая идея воплощается Глинкой в формах, характерных для
национального искусства, на основе богатейших традиций русской песенности,
русского профессионального хорового искусства, которые органично соединились
с закономерностями европейской оперной музыки, с принципами симфонического
развития.
Премьера оперы 27 ноября 1836 г. была воспринята передовыми деятелями
русской культуры как событие большого значения. «С оперой Глинки является...
новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период
Русской музыки», - писал Одоевский. Высоко оценили оперу русские, позже
зарубежные, писатели и критики. Пушкин, присутствовавший на премьере,
написал четверостишие:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры «Сусанина» началась
работа над оперой «Руслан и Людмила» (на сюжет поэмы Пушкина). Однако
всевозможные обстоятельства: неудачная женитьба, завершившаяся разводом;
высочайшая милость - служба в Придворной певческой капелле, отнимавшая много
сил; трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной
работы над произведением, - все это не благоприятствовало творческому
процессу. Мешала бытовая неустроенность. Некоторое время Глинка жил у
драматурга Н. Кукольника в шумном и веселом окружении кукольниковской
«братии» - художников, поэтов, изрядно отвлекавших от творчества. Несмотря
на это, работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения
- романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (на ст.
Кукольника), первый вариант «Вальса-фантазии», музыка к драме Кукольника
«Князь Холмский».
К этому же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и
вокального педагога. Он пишет «Этюды для голоса, Упражнения для
усовершенствования голоса. Школу пения». Среди его учеников С.
Гулак-Артемовский, Д. Леонова и др.
Премьера «Руслана и Людмилы» 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало
тяжелых переживаний. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во
главе с императорской фамилией. Да и среди сторонников Глинки мнения резко
разделились. Причины сложного отношения к опере заключаются в глубоко
новаторской сущности произведения, с которое начался неведомый ранее Европе
сказочно-эпический оперный театр, где в причудливом переплетении предстали
разнообразные музыкально-образные сферы - эпическая, лирическая, восточная,
фантастическая. Глинка «на былинный лад распел пушкинскую поэму» (Б.
Асафьев), причем неторопливое развертывание событий, основанное на смене
красочных картин, было подсказано пушкинскими словами: «Дела давно минувших
дней, преданья старины глубокой». Как развитие самых сокровенных идей
Пушкина предстали в опере и другие ее черты. Солнечная музыка, воспевающая
любовь к жизни, веру в торжество добра над злом, перекликается со знаменитым
«Да здравствует солнце, да скроется тьма!», а яркий национальный стиль оперы
как бы вырастает из строк пролога; «Там русский дух, там Русью пахнет».
Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в
Испании (1345-47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже
с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого
он писал: ...»Я» п»е»р»в»ы»й р»у»с»с»к»и»й к»о»м»п»о»з»и»т»о»р, который
познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями,
написанными в Р»о»с»с»и»и и д»л»я Р»о»с»с»и»и. Испанские впечатления
вдохновили Глинку на создание двух симфонических пьес: «Арагонская охота»
(1845) и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848-51). Одновременно с
ними в 1848 г. появилась знаменитая «Камаринская» - фантазия на темы двух
русских песен. С этих произведений, равно «докладных знатокам и простой
публике», ведет свое начало русская симфоническая музыка.
Последнее десятилетие жизни Глинка жил попеременно в России
(Новоспасское, Петербург, Смоленск) и за рубежом (Варшава), Париж, Берлин).
Атмосфера все сгущавшегося глухого недоброжелательства угнетающе действовала
на него. Лишь небольшой круг истинных и горячих почитателей поддерживал его
в эти годы. Среди них А. Даргомыжский, дружба с которым началась еще в
период постановки оперы «Иван Сусанин»; В. Стасов, А. Серов, молодой М.
Балакирев. Творческая активность у Глинки заметно снижается, однако новые
веяния в русском искусстве, связанные с расцветом «натуральной школы», не
прошли мимо его внимания к определили направление дальнейших художественных
поисков. Он начинает работу над программной симфонией «Тарас Бульба» и
оперой-драмой «Двумужница» (по А. Шаховскому, незаконч.). Одновременно
возник интерес к полифоническому искусству эпохи Возрождения, мысль о
возможности связать «Фугу западную с у»с»л»о»в»и»я»м»и н»а»ш»е»й м»у»з»ы»к»и
узами законного брака». Это вновь привело Глинку в 1856 г. в Берлин к З.
Дену. Начался новый этап творческой биографии, которому не суждено было
завершиться... Глинка не успел осуществить многое из того, что было
задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских
композиторов последующих поколений, начертавших на своем художественном
знамени имя основоположника русской музыки. /О. Аверьянова/
ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (11 I 1875, Киев - 23 VI 1956, Москва)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Композитор родился на Черниговщине
Всю жизнь композиторасопровождало общение с крупнейшими представителями современной русской
Композитор начнет работу над второй своей оперой
Особенно плодотворным явилось для палиашвили усвоение богатейших творческих традиций композиторов могучей кучки композитора произведения
О накопленном репертуаре других композиторов

сайт копирайтеров Евгений