Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Схема 2

.

Для более четкого представления о внутренних взаимосвязях существующих между всеми категориями – „претендентами” на включение в общую структуру, необходимо обозначить и отношения соподчинения, в которых находятся между собой отдельные их группы. И будет естественно, если центральное место в системе займут наиболее широкие понятия, относящиеся к эстетической онтологии, а чуть более скромное будет отведено категориям эстетической оценки, учитывая их и аксиологическую, и феноменологическую направленность, а также в силу того, что ими не исчерпывается вся сфера эстетического. Прикладная роль, выполняемая категориями эстетического исследования, отодвигает их на более „низкое” место в „табели о рангах”, однако связанные с ними ожидания приращения эстетического знания придают им значение некоего смыслового стержня, опора на который предполагает проникновение в тайны эстетического.

Несколько смещенной от центра оказывается группа категорий всеобщего искусствознания, но это отнюдь не говорит о ее периферийном значении. Скорее, исходная для этой группы категория художественного представляет собой второй центр рассматриваемой системы, так как все „надстроившиеся” над исходной категорией эстетического и сгруппировавшиеся вокруг смыслового стержня всей системы категории имеют непосредственное отношение и к этой, относительно самостоятельной, группе, находясь с ней в разнообразных взаимосвязях.

Всю эту систему венчает категория эстетического идеала, подкрепленная понятием художественного идеала, замыкающего группу категорий всеобщего искусствознания. С одной стороны, к этой категории как бы сходятся все линии, идущие от исходной категории эстетического или возникшие уже внутри самой системы. С другой – сама категория эстетического идеала возвышается над всей системой, оказывая влияние как на конструкцию в целом, так и на отдельные ее „блоки” и „детали”. Категория эстетического идеала играет роль и противоположную, и подобную той, которую выполняет эстетическое, находящееся в основе описываемой структуры. Это и противостояние, и продолжение, и завершение процесса, начатого еще в сфере трансцендентального и связанного на „серединном” уровне с исходным понятием всей системы.

И если категория „эстетическое” обнаруживает свою связь с трансцендентальным, доопытным уровнем, то категория „эстетический идеал” демонстрирует свою устремленность в область трансцендентного, к господствующим там сверхценностям.

Можно предположить, что все элементы описанной структуры – категориального аппарата эстетики – имеют непосредственное отношение к эстетической культуре, представляя собой упорядоченную совокупность инструментов описания, оценки и исследования той содержательно богатой области, которая охватывается этим понятием.

Таким образом, в основание предлагаемой системы категорий положено фундаментальное понятие „эстетическое”. Над этим основанием надстраивается структура из четырех сложных элементов, каждый из которых представляет собой группу эстетических категорий, объединенных, в результате выявления в них онтологического, аксиологического, гносеологического и феноменологического аспектов, в качестве ведущих. Такими группами становятся соответственно группы всеобщих эстетических категорий, категорий эстетической оценки, эстетического исследования и всеобщего искусствознания.

В данной статье не ставилась задача дать исчерпывающий список категорий каждой группы. Однако в качестве примеров, приводимых в тексте, был назван целый ряд понятий, отнесение которых к различным группам, вероятно, дает в целом представление о позиции автора по этому вопросу.

Наконец, вся система завершается предельно широким в рамках эстетики понятием – категорией эстетического идеала, благодаря которой перебрасывается мостик от эмпирической реальности к таинственной трансцендентности.

Преимущества предлагаемой структуры, как представляется, заключены прежде всего в том, что становится возможной четкая дифференциация важнейших понятий эстетической науки и подведение их в соответствии с присущей им специфичностью под некий общий знаменатель. Во-вторых, довольно рельефно выявляется соотношение ведущего понятия эстетической науки – категории эстетического – и качественно отличающихся друг от друга отдельных категорий и их групп. Расположение по отношению к исходному понятию особым образом сформированных групп позволяет не просто создать упорядоченную систему, но и выявить отношения соподчинения составляющих ее элементов. В-третьих, предложенные в качестве „строительных инструментов” методологические принципы могут быть использованы для дальнейшей разработки и упорядочения каждой из отдельных групп эстетических понятий. В-четвертых, данная классификация может рассматриваться как обоснование идеи отделения от собственно эстетической проблематики относительно самостоятельной сферы всеобщего искусствознания. Наконец, предложенная система, по мнению автора, может сыграть роль формально-структурной основы для разработки проблем, связанных с освоением предметного поля эстетической культуры. И, кроме того, она обнаруживает очевидные связи с философией, историей, психологией, искусствоведческими науками, а в более скрытой форме – с этикой, религиоведением и т.д.

В связи с этим нужно отметить, что проблема категорий эстетики, которая на первый взгляд носит узкий, чисто теоретический характер, имеет важное методическое и методологическое значение. Дело в том, что упорядочение категориального аппарата эстетики, безусловно, способно дать новый импульс развитию эстетической науки, повысить эффективность эстетических исследований, послужить развитию междисциплинарных связей и, как любой позитивный шаг в развитии теории, найти свой выход на практике, будь то преподавание эстетики, конкретные исследования по самым различным эстетическим проблемам или практика эстетического воспитания.

Соотносить наши жизни, наши интуитивные ощущения, наши преходящие настроения с формами выражения, убедительными для других и заставляющие нас жить новой жизнью – это одно из высших известных нам духовных наслаждений, высшая форма слияния человеческой индивидуальности с духом цивилизации.

Э.Сепир

Польза партнера по коммуникации заключается в том, что он другой.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

культуры Киященко Н. Эстетическая культура 9 категорий
Божество принадлежит человеку
Иной культуры
Сегодня эти проблемы
Культура другого

сайт копирайтеров Евгений