Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Рептилия, воплощающая первобытную мощь; создание настолькодревнее, что человеческое воображение вынуждено возвращаться на70 миллионов лет назад, в эпоху динозавров, чтобы понять, что он собойпредставляет. Так как драконы в основном благоприятные символы на ДальнемВостоке и недоброжелательные на Западе, их символизм не такой прямой,каким мог бы быть. В мифах и легендах дракон и змея были часто синонимами,например в Китае, а также в Греции, где большие змеи называлисьdraconates, слово, видимо, означающее острое зрение (от dercomai, «остроевосприятие»). Ассоциация дракона с бдительностью (персонификациейкоторой в искусстве он является), нашла выражение во многих сказках,где дракон предстает как страж загробного мира и оракул. В греческом мифедракон охранял золотые яблоки Гесперид и золотое руно. Фиванский геройКадм мог достичь источника Ареса, бога войны, только убив сына Ареса– дракона. Скандинавский герой Сигурд и англосаксонский Беовульф такжесражались с драконом, охраняющим сокровища. Эти истории привели кпредположениям о том, что в языческих легендах дракон – метафорическоеизображение сильного правителя, который расширял свои владения с помощьюмеча. То, что Кадм посеял драконьи зубы раздора после своей победы,поддерживает эту теорию. Христианство оказало существенное влияниена превращение дракона в обобщающий символ дьявольского зла. ОткровениеИоанна Богослова (12:9) говорит о драконе:

«Древний змий, называемый диаволом», и связывает его с грехомбогохульства. Драконы, которые были побеждены многими христианскимисвятыми (особенно известно предание о святом Михаиле), символизируютбеспорядок и безверие, а также моральное зло и первобытную распущенность.В средневековом представлении дракон – сочетание символов воздуха,огня, воды, земли – огнедышащее рогатое создание с крепкими орлинымикогтями, крыльями летучей мыши, чешуйчатым телом и змеиным колючимхвостом (который иногда изображался завязанным узлом в знак поражения).С другой стороны, он встречается и в виде морского змея, как в некоторыхизображениях святого Георгия, что исследователи традиционно соотносятс шумерско-семитскими изображениями богини хаоса Тиамат. Греческийгерой Персей также сражался с водным монстром, стремясь спасти царевнуАндромеду. Как воплощение страха дракон был популярной эмблемой воинов,изображаемой на парфянских и римских штандартах, его резные изображенияпомещали викинги на носах своих кораблей, у кельтов он встречаетсяв качестве символа королевской власти, так же как и на знаменах англосаксов,в Уэльсе красный дракон до сих пор является национальной эмблемой.

В Азии, особенно в Китае, дракон до сих пор считается символомсверхъестественных сил, не ограниченных моральными принципами. Вышитыйна одежде извивающийся дракон символически изображает созидательныеритмы природных элементов, особенно несущую дождь силу грозы (эмблемойкоторой часто является жемчужное зерно во рту или глотке дракона). Отсюдапроисходит и символизм вызывающих дождь бумажных драконов, которых,среди вспышек фейерверка, несут во время процессий на осеннем праздникена второй день второго месяца китайского календаря. Бирюзовый драконс пятью когтями, Лунг, был эмблемой династии Хань, символизировал активныйпринцип «инь», Восток, восходящее солнце, плодородие, счастье и дар божественногознания и бессмертия. Дракон с тремя когтями – символ микадо в Япониии основной символ дождя, как и в других местах Юго-Восточной Азии, повелительморя и рек, но также божественная крылатая змея, связанная с радугой.Царь-дракон – заметная фигура в японском фольклоре.

Защита – символ, основанный на древних культах благотворныхдухов деревьев и на универсальной традиции, в соответствии с которойдерево – воплощение материнской заботы и жизненной силы.

Суеверное прикосновение к дереву происходит от предполагаемыхволшебных сил, заключенных в нем.

В индийской традиции древесина – первичное вещество, формирующеевсе вещи, – Брахма. В Китае это эмблема весны и востока.

Большая, но изворотливая нелетающая птица; в Африке символизируетплодовитость в полигамном браке, а также мятущуюся душу. Дрофа являетсясимволом взаимосвязи земли и воздуха.

Мощь, выносливость, долголетие, благородство. Дуб посвященбогам грома в Греции, Скандинавии, Германии и славянских странах, возможно,потому, что считалось, что дуб способен выдержать удар молнии.

В верованиях друидов дуб символизировал ось мира, был природнымхрамом, под которым проводили ритуалы, и ассоциировался с мужскойсилой и мудростью. Хотя дуб считается в основном мужским атрибутом(кельты сравнивали желудь с мужским членом), Кибела, Юнона, другие богини-материбыли связаны с дубом, а дриады были нимфами дуба. По греческой легенде,у Гекракла (в римской мифологии Геркулеса) была дубовая палица; согласнонекоторым поверьям, Христа распяли на дубовом кресте. Дубовые листьяиспользуют как военные знаки различия во многих странах (например, вСША).

Кельтский символ божественной силы, атрибут верховного богаДагда, чья дубина могла отобрать или вернуть жизнь. Она была настолькотяжела, что нуждалась в специальных колесиках. Дуалистический символизм,присущий дубине в этом случае, совпадает с символизмом грозы, котораяможет принести как смерть, так и плодородный дождь. В западном искусствебулава является атрибутом аллегорических фигур Жестокости или Героизма,иногда – Стойкости.

Символ духовных или нетелесных аспектов человеческой личности.В большинстве традиций считалось, что у человека существует по крайнеймере одна, а иногда и несколько душ, располагали ее в различных частяхтела, иногда душа могла покидать его во время сна и существовала некотороевремя после смерти тела. В Древнем Египте душа, которая покидала тело,изображалась в образе ястреба с человеческой головой. В Древней Грециив этот момент душа выглядела как бабочка, вылетающая изо рта умершегочеловека. Другой персонификацией души в греческой мифологии былакрасавица Психея, что, возможно, повлияло и на христианское поверье,согласно которому душа выглядит как маленькая крылатая женщина. Изорта святых вылетали голуби; орлы – из погребальных костров древнеримскихимператоров. В более поздний период в западном искусстве души сталиизображать в виде обнаженных детей. В мистических традициях, таких,например, как семитская, душу представляли как вспышку света.

Символ вознесения молитв или благочестивых душ. У индейцевСеверной Америки дым был средством связи как с богами, так и между собой.Реже он встречается как символ укрытия или мимолетности жизни.

Традиционный символ семейной жизни, а также связи со сверхъестественнымисилами. Символизм сходен с символизмом стержня и восходит к открытымотверстиям для дыма в шатрах кочевников. Отсюда и фольклорные поверья,что это путь выхода из дома для ведьм, входа в дом детских персонажей, таких,как Санта Клаус.

В религиозных исследованиях и мистической мысли скореесимвол не пустоты, а входа в физическую жизнь при рождении и в духовнуюжизнь после смерти. Значение древних просверленных камней не всегда объясняетсясимволизмом женской сексуальности и плодовитости; в Китае, например,в драгоценных нефритовых камнях осторожно сверлили центральное отверстиекак символ ворот в небо, пустоты, ведущей в безвременье.

Основа жизни, как духовной, так и физической. Связь дыханияи духа можно найти и в западной, и в восточной традициях. В Библии (Бытие,2:7) Бог вдувает жизнь в Адама через ноздри. В христианской традиции вдуваниевоздуха используется при крещении и изгнании бесов, как символ вхожденияв тело Духа Святого.

Искусство управления дыханием – составная часть мусульманской,буддийской и тантрической медитаций – наиболее развита в индуистскойсистеме йоги, где правильное дыхание призвано вызвать концентрациюдуха и совпадение индивидуального ритма с ритмом космоса. В основесимволической системы «дыхание-дух» лежит мистическая идея о том, чтодыхание – это дар богов, который возвращается дарителям после смерти.

Противник совершенства, персонифицирует тьму, обман и зло,особенно в рамках моральных норм христианства и иудаизма. Зло и неудачис древности символизировались монстрами или гоблинами, а также божествамис противоречивым характером, имевшими, наряду с положительными,и капризные, жестокие, разрушительные и другие демонические черты.Иранский пророк Заратустра (Зороастр) в VII в. до н. э. предложил своеобъяснение недостатков человеческой натуры – существование Аримана,темного созидающего духа, который выбрал сторону зла и стал составляющейи неотъемлемой частью материального мира. Эта идея оказала влияниена изменение толкования образа сатаны: из ангела, посланного Богомудостовериться в совершенстве созданного Им мира, – в падшего ангела,чья гордыня привела его на сторону зла и сделала врагом Бога. Его исламскийдвойник носит имя Иблис. Другие важные концепции дьявола включают манихейскоепредставление о том, что Адам был создан сатаной (использовавшим похищенныйу Бога божественный свет), а также идеи гностиков (подвегшихся в этомслучае влиянию восточных традиций), что материальный мир создал сатанинскийДемиург, а Человек пытается вырваться из этого мира, вернувшись к Господу,частью которого он когда-то был. Другие имена дьявола:

Люцифер (сатана до падения), Вельзевул (имя заимствованов филистимлянском пантеоне, одного из богов которого иудеи презрительноназывали «Повелитель мух») и Мефистофель (который известен в литературекак заключивший дьявольскую сделку с немецким алхимиком Фаустом). Обычнодьявол изображается с рогами, раздвоенными копытами и хвостом (образ,произошедший от языческого бога Пана) и иногда с крыльями летучеймыши. Черти и бесы окружают его, вооруженные вилами и копьями. Идеясредневековых христиан относительно греха похоти выразилась в представлениио существовании у дьявола еще одного лица на гениталиях или ягодицах.

Как дух зла, дьявол связан с символизмом дракона в западнойтрадиции и змеи в иудейской и христианской традициях. Он может быть такжесимволом раздора, разобщения и искушения бессмертием.

В большинстве традиций – символ защиты, вероятно, из-за своейпривычки усердно трудиться в «материнской заботе» о своем потомстве,устраивая дупло. Подобно некоторым другим шумным птицам, наделялсятакже пророческой силой.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

чисто прямое значение в современной истории известен первый след
Особенно в азии
Трессидер Д. Словарь символов истории культуры 4 плодородия
Трессидер Д. Словарь символов истории культуры 3 символизм
Поставил вас перед зеркалом

сайт копирайтеров Евгений