<<< ΛΛΛ >>>
заблудившемуся - указать дорогу, с голодным - поделиться хлебом? Когда я
кончу перечислять все, что следует делать и чего избегать? Ведь я могу
преподать одно короткое правило о том, в чем человеческий долг: "Все, что
ты видишь, в чем заключено и божественное и человеческое, - едино: мы -
только члены огромного тела. Природа... вложила в нас взаимную любовь,
сделала нас общительными, она установила, что правильно и справедливо, и
по ее установлению несчастнее приносящий зло, чем претерпевающий, по ее
велению должна быть протянута рука помощи"" (65, 237-238).
Но как возможна любовь к человеку, если реальные - экономические,
политические и другие - отношения между индивидами основаны на вражде и
ненависти ? Верный своему моралистическому настрою, Сенека отступает от
интеллектуализма стоической этики и говорит об ощущении добра, которое
сохраняется даже у крайне порочных индивидов, о чувстве совести как
недремлющем и самом строгом судье человеческой личности; он придает
огромное значение воле к добру, полагая, что "желание стать добродетельным
- полпути к добродетели" (65, 62). Выходит, что мораль - это не только
внутреннее отношение к реальности в целом, но и некий кусок самой
реальности, особое, к тому же самое сокровенное, свойство человеческой
природы. Отсюда делается вывод о необходимости укреплять и развивать это
свойство, противопоставлять его силу силе других - житейских,
прагматических - мотивов, о необходимости нравственного
<<< ΛΛΛ >>>
Это рассмотрение субъекта как сложного
Как связаны понятия добродетели
|