<<< ΛΛΛ >>>
Так же как в логике речь идет об использовании рассудка, невзирая на
предметы, так и в практической философии говорится об использовании
свободного выбора, не принимая во внимание предметы, независимо от всяких
предметов. Логика дает нам правила, имея в виду использование рассудка, а
практическая философия - имея в виду использование воли; это две силы, из
которых все и возникает в кашей душе. Что касается высших сил способностей
познания и желания, то первой является высшая способность познания, или
разум (Verstand), а второй - высшая способность желания, или свободный
выбор. Мы имеем, следовательно, два свода правил для обеих сил, а именно
логику - для рассудка и практическую философию - для воли. Низшими силами
невозможно управлять, потому что они слепы. Мы принимаем здесь в расчет
существо, которое имеет свободу выбора и которое может быть не только
человеком, а любым разумным существом.
Так мы узнаем правило использования свободы, а это есть практическая
философия //в общем//. Она, таким образом, имеет объективные правила
свободного поведения. Каждое объективное правило говорит, что следует
делать, если даже это никогда и не будет сделано. Субъективное же правило
говорит о том, что действительно происходит. Ведь и у порочных людей есть
правила, по которым они действуют. Антропология занимается субъективными
практическими правилами, она рассматривает действительное поведение
человека; одна только моральная философия старается подвести его
добропорядочное (gutes) поведение под правила, под то, что должно
<<< ΛΛΛ >>>
Человек пытается бороться с заблуждением М сказал господь сему человеку злословить давида
Расчленение субъекта на внутреннюю В свободной самодеятельности человека
|