<<< ΛΛΛ >>>
индивида, руководствующего интересом, своими частными целями, не может
быть необходимым. Оно подчинено всеобщему закону собственной пользы. Но
Кант называет это не необходимостью, а хаосом. Он полагает, что из
непосредственных интересов индивидов может возникнуть не родовая цель, а
скорее, напротив, нарастающий антагонизм между людьми. Индивидуализм
эмпирических целей должен быть преодолен благодаря родовому синтезу
индивидов. Понятие рода выступает как априорность трансцендентального
разума, отождествляется с понятием нравственного закона. Говоря о
моральном субъекте, Кант исходит из той принципиальной установки, что для
понимания морального в целостности его социально многообразных проявлений
необходимо выйти за узкий горизонт непосредственного, скованного частными
интересами сознания отдельного индивида.
Высшая моральная заповедь, выставляемая Кантом, удовлетворяет этой
установке, и она, собственно говоря, не содержит в себе ничего иного,
кроме требования к индивиду выйти за рамки своей конечности и взглянуть на
себя с точки зрения рода. Она гласит: "...поступай так, чтобы ты всегда
относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же,
как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" (36,
4(1), 270), или, как говорится в другом месте, чтобы человечество в нашем
лице всегда было свято и выступало самоцелью. Этот категорический
императив является, согласно Канту, высшим принципом учения о
добродетелях. Он носит крайне формальный и всеобщий характер.
<<< ΛΛΛ >>>
Говорит о причастности к чему-тобожественному в природе В этике речь идет о внутренней благости поступков Особенно многозначительна позиция монтеня в отношении центрального для понимания связи морали
Рассматривая господство человека над своим характером
|