<<< ΛΛΛ >>>
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Концепция рациональности души и построенная на ней теория самораскрытия
человека приобретают для этики данного периода чрезвычайное значение.
Благодаря им гуманизм принципиально расширил свои горизонты. Классическая
буржуазная этика приходит к убеждению, что анархию зла можно сковать
разумом и деятельностью. Человеческая природа, подвижная, изменчивая,
животворящая, исполнена силы; собственной деятельностью человек
развертывает все заложенные в нем способности. Он не страшится борьбы и не
страшится низости мира, борьбы жизни - жизнь в мире, даже если он насквозь
пропитан эгоизмом, есть позитивная ценность. Это динамическое понимание
человека ставит, таким образом, рядом со злом добро, рядом с отдельным
индивидом - род, в котором и с точки зрения которого все выглядит уже не
столь мрачно. Решающую роль в переходе от зла к добру, от индивида к роду,
возможность которого пытаются обосновать философы, опять-таки играет
разум, который уравновешивает страсти и позволяет человеку распоряжаться
самим собой.
Пессимизм, связанный с констатацией низменных мотивов и стремлений
реальных индивидов, оказывается преодоленным. Этика преисполняется
оптимистического пафоса.
Более того, Просвещение XVIII в., как мы увидим, придет к мысли о
<<< ΛΛΛ >>>
В субстанциальном единстве
Они таковы от природы Будет называться высшей мудростью
|