<<< ΛΛΛ >>>
послужило сообщение Геродота об исчезновении Залмоксиса. Впрочем, не
исключено, что Гермип использовал и другие тексты. Ямбликос в своей "Жизни
Пифагора" передает ту же историю, добавляя подробности, которых нет у
Геродота. Как бы там ни было, рационалистическая версия Геродота и пародия
Гермипа, а также их источники игнорируют или сознательно искажают
религиозную природу изображаемых ими событий. Между тем, уединение в
подземном укрытии символически и ритуально эквивалентно катабазису,
нисхождению в ад, совершаемому во время инициации. Подобные нисхождения
засвидетельствованы в более или менее легендарных биографиях Пифагора.
Согласно Порфирию, Пифагора посвятили на Крите в мистерию Зевса следующим
образом: пройдя очищение с помощью осколка метеорита, он провел ночь,
завернутый в шкуру черной овцы, а затем спустился в пещеру Иды, где пробыл
27 дней. Диоген Лаэртский добавляет, что Пифагора в пещере сопровождал
Эпименид, знаменитый инициатор. Наконец, в тексте Абарис, сохранившемся лишь
фрагментарно, говорится, что Пифагор спускается в ад в компании
сверхъестественного проводника.
Эти более поздние легенды помогают нам понять подлинное назначение
подземного укрытия Залмоксиса. Речь идет о ритуале инициации. Это однако
вовсе не означает, что Залмоксис был хтоническим божеством. Нисхождение в ад
в ритуале инициации эквивалентно смерти, и этот опыт ложится в основу нового
<<< ΛΛΛ >>>
Роднило культ залмоксиса с греческими Многие другие писатели приняли этуконтаминацию Дубинка продолжала использоваться в качестве орудия крестьянами ипастухами Фракийского правителя залмоксиса
|