Пиши и продавай! |
Античные цивилизация и культура, в сравнении с другими, наиболее ярко и определенно выявили нацеленность на оформленную облагороженность человека в самых разных ее воплощениях. Античная устремленность к гармонии человеческого масштаба, органичному единству телесного, умственного, душевного, к красоте действий, чувств, мыслей и их выражения, к единству свободы и меры (нормы, канона) во всем, а в общем к единству Истины, Добра, Красоты, – все это, вот такая устремленность (при относительности ее реализации), сделала слово “античность”почти синонимом культурности. Существенно и то, что античная культура с ее динамизмом и пластичностью оказалась наименее традиционной (по характеру) из всех традиционных культур. Может быть она поэтому (кроме иных причин) оказала и продолжает оказывать мощное воздействие на культуру Европы, а через это и на культуру всего мира. При этом, надо помнить еще и о культуре Византии, восточно-римской империи, своеобразие которой по-видимому удобнее рассматривать отдельно, в связи с развитием особенностей славянских культур. 1. См.: Боннар А. Греческая цивилизация от Илиады до Парфенона. М., 1992. С.18. 2. Там же. 3. См.: Круглов В. Л. Эстетическое сознание Древней Греции. Основные характеристики мифологемы. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 1998. С.6. 4. Там же. С.7. 5. Моммзен Т. история Рима. СПб.: Лениздат, 1993. С.12. 6. Там же. 7. См. об этом подробнее: Культура Древнего Рима. М.: Наука, 1985. С.8 и далее. 8. См.: Культура Древнего Рима. С.8–9. 9. См. Виппер Р. Ю. История древнего мира. М.: Республика, 1993. 10. См. об этом: Культура Древнего Рима. М.: Наука, 1985. С.23–33. 11. См. об этом: Федорова Е. В. Люди императорского Рима. М.: МГУ, 1990. 12. См. об этом; напр.: Тронский И. М. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1988. С.423. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА В ЕЕ ОСОБЕННОСТЯХТермин “средневековье” употреблялся и употребляется до сих пор в самых разных смыслах и значениях. Долгое время к нему добавлялись эпитеты “мрачное”, “темное”. Общества так называемых “средних”веков казались просвещенным европейцам по-варварски недоразвитыми. Понятие средневековой цивилизации выглядело по меньшей мере странным. А средневековая культура оценивалась в качестве низкой ступени культурного развития. При этом, средневековое европейское общество во многом отличалось от подобных ему японского, китайского, среднеазиатского, российского наконец. Оно и внутри себя не было однородным. Средневековье на севере западной Европы и, скажем, в Италии или Испании, – разное. Но ведь было и что-то общее, что проявилось в разных регионах Земли (и даже не в одно время) в периоды после умирания древних цивилизаций, или там, где их не было, – выросло прямо из первобытности. Очевидно, впрочем, что модель средневекового общества, которую позже “наложили” на все похожие, была создана при осмыслении более чем тысячелетней жизни Западной Европы, начиная с падения Рима, с V века нашей эры. СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЕВРОПЫ Процесс формирования своеобразной европейской цивилизации и культуры начался даже несколько ранее V века, и шел сложно местами до XV, а местами и до XVII века включительно. А что касается европейских славянских стран, то этот процесс захватил XVIII и, в чем-то, даже XIX века. Средневековая европейская цивилизация возникла на развалинах античной: земледельческой, морской, торговой. Но она многое взяла и от других культур, в том числе и типологически отличных от античной. Римская империя, расширившаяся за счет овладения землями соседей-варваров, уже с III века испытывала мощные варварские вторжения в свои пределы. Племена аламанов, франков, готов, аланов, тайфалов, гуннов, сарматов, вандалов и т. д., – разрушали империю извне. Внутри же империя с ее провинциями представляла собой конгломерат разноязычных племен: галлов, германцев, разных азиатских этносов, и др. Изничтожить человека |
|
|
|