Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Трудности, связанные с семьей или браком, в Средние века часто решались женщинами или девушками с помощью колдовства. К магии прибегали не только в связи с рождением детей. Магия "помогала" и в любовных делах; женщины использовали заговоренные узелки, зелья, отравы, заклинания и т.п., чтобы добиться любви, отомстить, защитить детей, отбить соперницу, избавиться от мужа 8. Примитивная магия была частью повседневной жизни русских женщин в XIV-XVII веках.

Неверно, впрочем, говорить, будто быт русских женщин состоял только из драк, склок, ссор, абортов, попыток отомстить или навредить кому-либо, а семейная жизнь представляла собой лишь вражду и противостояние. От XVII века до нас дошло немало писем, написанных супругами, детьми или родителями, которые вынуждены были жить далеко друг от друга. В них слышна настоящая нежность, уважение и любовь, забота, трепетное и почтительное отношение друг к другу. Поскольку мы говорим о восприятии места и роли женщин современниками, а не просто об исторических событиях или конкретных людях, позволительно как источником воспользоваться и средневековой изящной словесностью.

Во второй половине XVI-XVII веках появляются новые произведения, рассказывающие о любви и верности супругов. Например, "Повесть о Петре и Февронии", в которой Феврония просит мужа подождать немного, не умирать без нее. Желание супругов быть вместе даже после смерти настолько велико, что тела их, разлученные при погребении, дважды переносятся по воздуху, чтобы лежать вместе 8. К тому же времени относится создание "Степенной книги", в которой с удивительной искренностью и лиричностью описывается плач Евдокии, жены Дмитрия Донского, по умершему мужу: "Где отходиши, сокровище живота моего? По чьто азъ преже тебе не умрохъ, да быхъ не видела смерти твоея и своея погибели? Где отходиши, сокровище живота моего? По чьто не промолвиши ко мне, цвете мой красный? <...> По чьто не взозриши на мя, ни промолвиши ко мне? Ужели мя еси забылъ?" 9.

Можно привести и другие примеры; но главное для нас то, что эти тексты написаны мирскими людьми. Они не ставили целью прочитать нравоучение, как должна вести себя женщина в той или иной ситуации (как это нередко бывало в церковно-канонической литературе); их описания, даже если сюжеты вымышлены, - это еще один взгляд на жизнь русской женщины.

Наконец, в ряде случаев женщина рассматривалась современниками, прежде всего, с социальной точки зрения. Уже упоминавшиеся выше источники позволяют познакомиться и с этим уровнем восприятия. Так, исповедные тексты с начала XVI века указывают не просто на финансовую независимость русских женщин, но на возможность женщине самой держать прибыльное дело. Женщины могли самостоятельно давать деньги в рост, держать корчму или иное доходное заведение. Часто жены вели хозяйство мужей, занимались землей и крестьянами, торговали, платили налоги, писали по инстанциям или ходатайствовали перед знакомыми. Об этом свидетельствует огромная переписка, сохранившаяся с XVII века в фондах учреждений и в личных фондах 10. Мнение жены могло иметь решающее значение в делах мужа; здесь женщины выступают в новой роли - в роли советчиц. Очень ярко подобная ситуация описывается в "Повести о Петре и Февронии", где Феврония наделена большей мудростью, чем муж, и ее знания и мудрый совет выручают Петра из беды: "Вижу тя, девице, мудру сущу", - говорит Февронии слуга князя.

О глупой жене. Раскрашенная гравюра на меди XVIII в. Картинка иллюстрирует стихотворный жарт (анекдот). Текст: "Жена некая зделала глупость такую: поставила в печь мяса часть жеркую. Когда она поставила, толь скоро оловянное блюдо и ростаила, а она не знает, как мужу сказать. Принуждена была солгать: «Батка мой, кошка в печь скочила и часть мяса утащила». Мушь стал просить обедать - жена от него стала бегать, будто с ума сошла, ис полат на двор ушла. Мушь тому дивился: «И отчего у ней ум повредился?... Жена моя любезная, что ти приключилась? Или ты от кошки взбесилась? Я кошку поймаю и за то ея разхлестаю!». Тотчас кошку поймал и к жене на спину привезал; начал кошку хлестать, а кошка начела нохтями спину драть. «Ах, батка мой, смерть моя! Сыми кошку с меня!» Глупую кошку за блудни биют, а жене потачки не дают". Из коллекции В.И. Даля (РНБ). "Русский лубок XVII-XIX вв." М.-Лг., 1962. Рис. 27.

Конечно, жена могла оказаться и плохой советчицей. В конце XVI века появляются особые покаянные тексты, предназначенные для исповеди жен вельмож. Именно жена могла подговорить мужа изменить государю, сдать город врагу во время войны, посоветовать ложно осудить виноватого за взятку или по чьей-то протекции 11. Занимаясь хозяйством мужа, жена могла жестоко обращаться с крестьянами и слугами: бить их или не давать довольно еды и одежды, доводя зависящих от нее людей до самоубийства.

Жены, как и их мужья, были честолюбивы и строго следили за соблюдением чинов. В той же "Повести о Петре и Февронии" жены бояр требуют изгнания Февронии, не в силах стерпеть, что простолюдинка оказалась выше их по положению: "Февронии боляре не любляху жен ради своих, яко бысть княгини не отечества ради ея" (т.е. не по рождению). Бояре открыто говорят об этом и князю, и его жене: "Тебе жены наши не хотяхуть, яко господствуеши над ними". Здесь мы видим если не рассказ о реальном происшествии. то свидетельство о восприятии современниками социальной роли женщин.

Итак, даже для современников их жены, матери и дочери продставали в самых разных ролях; удивительно ли, что в сочинениях позднейших писателей возникали самые разные мифы о положении и жизни женщин в Средние века? Какое же восприятие места и роли женщин наиболее верно? Думается, ответ ясен: ни одно; точнее - не одно, а совокупность их всех. Церковно-канонический, бытовой и социальный уровни восприятия затрагивают разные стороны жизни русских женщин XVI-XVII веков. В то же время необходимо учитывать отношение к сходным ситуациям разных людей; только таким способом мы можем узнать что-либо и о жизни русских женщин, и о жизни и образе мышления тех, кто о них писал.

 

Мучения блудницы. Старообрядческий настенный лист начала XX в., иллюстрирующий рассказ из "Великого Зерцала". Текст: "Повесть из Великаго зерцала. Глава 31. Некая девица таила на исповеди смертный блудный грех, в том гресе и умре. Отец ея духовный нача молитися о ней к Богу, да явит ему, молящуся ему. И явися та девица, седяще на огненном змию, и рече ему: «Аз есмь проклятая твоя дщерь Видиши, отче, на очах моих великия жабы за безстудный взор; во ушах - стрелы за слышание песней бесовских; изо уст огнь пышет за целование; руце пси адстии грызут за обнимание, сосцы зми ссут за любодеяние. А на сем змии cежу - се есть смертный блудный грех». Потом невидима бысть". БАН. 30. 2. 41.

 

1. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986. С. 68-69, 243, 335-336 и др. (выдержки из записок С. Герберштейна, Дж. Горсея, Ж. Маржерета, А. Олеария и др.); Коллинз С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне.М., 1846. С. 21; Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.) М., 1997. С. 45-59.  Иностранцы, оказавшись в Московии, смотрели вокруг с недоумением, часто враждебным, и нередко превратно истолковывали смысл увиденного или услышанного. Все же порой о жизни московитов и до сих пор судят именно по описаниям иностранцев - описаниям, которые плодят мифы о грубых и варварских нравах русского средневековья В качестве примера достаточно процитировать название книги, изданной в Англии в 1968 г., где собраны записки англичан, побывавших в России в XVI - начале XVII веков: Rude and barbarous kingdom. Russia in the Accounts of Sixteenth Century English Voyagers / Edited by Lloyd E. Berry and Robert O. Crummey. Madison, Milwaukee and London. 1968.

2. Cм. Жития св. Антония, Марии египетской и др.

3. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI -первая половина XIV в.). С. 184-187, 376-381; вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 1. С. 397-401.

4. Смирнов С.И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. (Тексты и заметки.) М., 1912. С. 38.

5.  Первое каноническое послание св. Василия Великого к Амфилохию Иконийскому. Правило 9 // Правила святых апостолов. М., 1894. С. 347-348.

6. Корогодина М.В. Русские исповедные вопросники XIV -первой половины XVII веков как исторический источник. Диссертация на соискание... к.и.н. СПб., 2003. С. 203-213.

7. Русский быт по воспоминаниям современников: XVIII в. М., 1914. С. 64; Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.) М., 1997. С. 143-144.

8. Корогодина М.В. Женская магия по исповедным вопросникам XIV-XVII вв. // Проблемы социально-политической и культурной истории и культуры Средних веков. С. 50-52.

8. Труды отдела древнерусской литературы. Т. VII.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Роли женщин современниками
Корогодина М. Или мучивал жену напрасно,не по закону Мир русской женщины в Средние века истории культуры

сайт копирайтеров Евгений