Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Исследуя переходные обряды у народов Сибири, Е.С. Новик замечает, что в последнем звене предложенной Ван-Геннепом трехчастной схемы обрядов перехода интегрированы "два вида операций: перевод индивида в новое состояние, т. е. "приобретение им" нового статуса, но, кроме того, еще и "присоединение" его к группе, т. е. "приобретение ею" новой ценности объекта" (Новик 1984: 163-164). Думается, что сохранность обычая "выкупа" (ритуального обмена), который дают работникам роддома родственники новорожденного, наглядно демонстрирует справедливость данного утверждения для современной русской городской культуры.

Итак, характеризуя современное "авторитетное знание" и картину мира современного городского жителя, можно сказать, что научные, теоретические медицинские построения, попадая в обращение, неизбежно подвергаются трансформации, вступая в контакт и взаимодействуя с представлениями, опирающимися на авторитет народной традиции. Так, некий признанный современный наукой факт может вырываться из контекста и обрастать многочисленными мифологическими подробностями (например, положение о необходимости кальция для формирования костной ткани зародыша порождает представление о сверхъестественной способности кальция вызывать полное "закостенение" ребенка в утробе матери). Одновременно существует тенденция давать древним поверьям и табу новое рациональное объяснение. Таким образом, картина мира современного человека остается в целом мифологической, и рациональные, "научные" представления искусственно вписываются в нее, иногда вытесняя старые, магические, а иногда просто остаются невостребованными.

Действия и высказывания медиков, независимо от того, репрезентируют они "учёную" или "народную" культуру, играют одинаково важную роль для функционирования социума как организма, поскольку они в равной степени призваны обеспечивать систематическую смену и воспроизводство социальных статусов. Типологическое сопоставление комплекса действий и высказываний врачей, направленных на мать и на новорожденного, с традиционными формами "авторитетного знания" о деторождении (присущими, например, субкультуре повивальных бабок) позволяет сделать вывод о том, что социокультурный аспект этих действий и высказываний является в наши дни едва ли не более актуальным и значимым, чем собственно медицинский.

[1] Ссылки даются на шифр интервью в архиве автора. Полевые работы велись в Петербурге (1994 - 1995 гг.), в Москве (1995 - 1997 гг.) и среди русского населения Эстонии в городах Таллинне и Тарту (1997 г.). Всего в процессе опроса было собрано 69 интервью. Общее число описанных родов - 99.

Библиография

Адоньева, Овчинникова 1993. - Адоньева С.Б., Овчинникова О.А. Традиционная русская магия в записях конца XX века. СПб. 1993.
Амосов 1978. - Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.,1978. - Цит. по: Жельвис В.И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. М. 1997: 36-37.

Байбурин 1991. - Байбурин А.К. Обрядовые формы половой идентификации детей // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб. 1991.

Байбурин 1993. - Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб. 1993.

Баранов 1999. - Баранов Д.А. Родинный обряд: время, пространство, движение. Доклад на Круголом столе "Повитухи, родины, дети в народной культуре" 6-7 марта 1998 г.

Бахтин 1990. - Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. 1990.

Белоусова 1998. - Белоусова Е.А. Родовая боль в антропологической перспективе // Arbor Mundi: Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 6. 1998.

Вадимова 1997. - Вадимова Наталия. Мальчик или девочка? // Женский клуб. 1997. № 1. С. 29.

Власкина 1998. - Власкина Т.Ю. Донские былички о повитухах // Живая старина. № 2 (18). 1998. С. 15-17.

Власкина 1999. - Власкина Т.Ю. Мифологический текст родин // Повитухи, родины, дети в народной культуре (в печати).

Добровольская 1998. - Добровольская В.Е. Повивальная бабка в обрядах Судогодского района Владимирской области // Живая старина. № 2 (18). 1998. С. 19-21.

Жельвис 1997. - Жельвис В.И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. М. 1997.

Забылин 1994. - Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М. 1994.

Зеленин 1991. - Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М. 1991.

KA. - Каргопольский архив этнолингвистической экспедиции РГГУ.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом
Других участников ритуала
Памяти никиты ильича толстого мифология медицина

сайт копирайтеров Евгений