Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Однако война не кончена и чаши весов колеблются. Старая Европа еще жива. Теперь ее представляет Даллес, который ведет сепаратные переговоры с Вольфом. Формально - он наш союзник, но сюжетно - "по ту сторону баррикад". Ясно, чего хочет Даллес, чего хотят хозяева старой Европы. Совсем недавно они вскормили фашизм как ударную силу против коммунизма. Теперь обе стороны истощены. Гитлера нужно сместить, и Европа должна опять объединиться против СССР, против русского большевизма. Таковы планы Америки. Но Штирлиц - и в этом его жизненная и политическая миссия - не позволяет этим планам осуществиться. Он своим умом, волей, мужеством в этот уникальный момент истории собственноручно развязывает и заново связывает нити политических событий, направляя их в русло прогресса и общечеловеческого единства. При этом он демонстрирует превосходство русского ума над европейско-американским. Россия несколько столетий училась у европейцев и вот теперь она развила и закалила свой ум настолько, что смогла разгромить своих учителей. Для России Победа в войне 1941-1945 г.г. - кульминационное событие в ее тысячелетней истории. Это - алмаз в короне нашего Отечества. И то, что именно Штирлиц закрепляет этот алмаз в нужном месте и в нужное время - придает этому кинообразу мощь и обаяние. Да, Россия победила, Россия - состоялась именно потому, что смогла воспитать нового человека, который возвысился над типом старого европейца. И в этом новом человеке-победителе можно увидеть черты "вселенскости", черты человека будущего, представляющего всемирное братство людей. Вот какова историческая подоплека обаяния Штирлица. Уберите эту подоплеку - и вся "острота" фильма пропадет, останется примитивный детектив.

Таково, на мой взгляд, идейно-тематическое ядро фильма, источник его жизненности. Однако она замаскировано многими остросюжетными линиями и эпизодами, высококлассными актерами, которые привлекают к себе внимание в первую очередь. Интеллектуальные поединки Штирлица с Мюллером, его дружба с Шеленбергом, заочная дуэль с Кальтенбрунером, "беседа по душам" с генералом-попутчиком в купе поезда, интрига с Борманом - все это сделано красиво и естественно. Некоторые эпизоды, правда, натянуты, как, например, убийство Штирлицем своего лучшего агента - провокатора и фантастическое спасение радистки Кэт. Но эти "сомнительные" эпизоды все же не колеблют главной эмоционально-смысловой основы фильма, делающей его событием нашей культурной истории.

Реального лица, подобного Штирлицу, конечно, не могло существовать. Но его образ живет и занимает прочное место в нашем воображении, вызывая восхищение, сочувствие, незабываемое ощущение победы и исторической правоты России в великой мировой схватке.

По разным причинам работа над фильмом растянулась на многие годы. Это способствовало уточнению общей идеи; тщательному подбору актеров даже на второстепенные роли, а также музыки, закадрового голоса, песен, документов - всего того, что позволило правдиво объединить сюжет, мораль, идеологию эпохи оттепели, историческую документалистику и найти всему этому целостное выражение в едином аудио-визуальном ряду. То, что "швы" между сюжетной и историко-фактографической линиями фильма почти не замечаются - тоже большая художественная удача авторов фильма. Чтобы его отснять, нужна была духовно-моральная атмосфера 60-х-70-х годов, когда надежды оттепели, еще неугасшие, уходили вглубь - в философию, коллективное бессознательное, искусство.

Фильм был сначала показан нашим профессиональным разведчикам и единодушно ими одобрен. Его просмотрели члены ЦК Политбюро на своих дачах, руководство КГБ на Лубянке и, наконец, он был представлен народу как сериал, в момент, когда телевидение только входило в быт и воспринималось как событие. "17 мгновений весны" стали, возможно, единственным телефильмом, который был единодушно принят и высоко оценен всеми слоями общества: молодыми и старыми, вольнодумцами и коммунистами, народом и интеллигенцией, идеологами и творческой элитой.

Приступая к анализу кинообраза, отметим, что Штирлиц, если судить по его привычкам, поведению, не является советским, русским человеком, коммунистом, носителем русско-государственной или православной идеи. Все внешние атрибуты "русскости", "советскости", "коммунистичности" как бы "ампутированы" у Штирлица - под предлогом уникальности и экстремальности ситуации, в которой он находится. Но интуиция подсказывает нам, что эти атрибуты и на самом деле должны были отмереть, поскольку Штирлиц так долго живет вдали от Родины, что психологически должен был измениться. Но кто же вырос, проявился на месте "вытесненной" личности Максима Максимовича Исаева - этого, по всей вероятности, мирного, законопослушного себя на Родине человека? Перед нами - образ Супершпиона, персонажа, рожденного нашей эпохой, но имеющего "архетипических" предшественников. В их числе можно назвать демона и ангела-хранителя, образующие вместе некую органическую смесь. Это вариант "светлой нечистой силы", булгаковского Воланда и Мефистофеля. Что-то есть в нем и от традиционного образа пройдохи, авантюриста ("пикаро") - известных уже литературе XVI-XVII в.в. Но в отличие от последнего Супершпион обладает твердыми моральными устоями и имеет своего личного Бога - "Центр", с которым должен время от времени выходить на связь. Супершпион-Штирлиц - интеллектуальный, экзистенциальный авантюрист, а не политический или бытовой. Романтический демонизм и марксистский провиденциализм также просматриваются в этом ницшеанском "сверхчеловеке", играющем "большими задачами".

На первый взгляд, Шпион есть чей-то слуга, орудие какой-то политической силы, об истинной природе которой он может даже ничего на знать. Но такая ограниченность свойственна лишь традиционному и презираемому типу "шпиона-соглядатая". Штирлиц же Супершпион нового поколения. Благодаря непосредственному участию в событиях глобального масштаба он должен лучше, чем кто-либо другой, знать секреты, тайные механизмы своей эпохи. В этом отношении он даже выше, значительней, чем политический лидер, вождь или руководитель внешней разведки, которые не имеют возможности столь глубоко и интимно вживаться во все перипетии международной политики, занимаясь своим делом лишь в рабочие часы. Здесь уместно привести выдержку из романа Юлиана Семенова:

"Штирлиц, когда ночью, да и то изредка, позволял себе чувствовать себя Исаевым, рассуждал так: что значит быть настоящим разведчиком? Собрать информацию, обработать объективные данные и передать их в центр - для политического обобщения и принятия решений? Или сделать свои, сугубо индивидуальные выводы, наметить свою перспективу, предложить свои выкладки? Исаев считал, что... очень плохо, когда разведка полностью подчинена политике: так было со Сталиным, который не поверил Зорге и тем, кто предупреждал о готовящемся нападении Германии на Советский Союз; так было и с Гитлером, когда он не прислушался к осторожным мнениям военных - Россия не так слаба как кажется. И также плохо, когда разведка тщится подчинить себе политику". (1).

Каково же реально-историческое решение этой дилеммы? В перспективе можно ожидать возникновения особой полулегальной профессии политика-разведчика, сближения этих двух персонажей.

Нас интересует, однако, образ Разведчика-Супершпиона в кино, массовом искусстве. Притягательность его связана, по-видимому, с возрастанием разрыва между уровнями политического сознания обывателя и политического деятеля. Речь идет не столько о разрыве в степени информированности, сколько о различиях личных идентичностей. Городской обыватель в глобальном сообществе имеет все меньше времени читать, вдумываться в мировую политику, которая становится для него слишком сложной, противоречивой. Обыватель узко специализирован, политически и культурно "укоренен". Им умело манипулируют газетчики и телевизионщики. Он все хуже представляет себе расстановку сил на мировой арене. Ослабевает его патриотическое, национальное чувство, которое не заменяет сравнительно слабо развитое чувство корпоративной принадлежности. Он, вероятно, ощущает непреодолимую для него архаику своей самоидентичности. Именно поэтому столь привлекателен для него образ всезнающего, всевидящего, вхожего во мировую политическую элиту персонажа, который возвышается над своим и вражеским окружением и все более явственно ощущает себя Гражданином Мира, вершителем исторических судеб. Таким образом, слабый, затерянный в бескрайнем глобальном пространстве человек начинает чувствовать себя участником эпохальной политической драмы. Он осуществляет всегдашнюю свою мечту стать Богом, Сверхчеловеком или, на худой конец, Демоном истории.

Компенсаторный характер образа Шпиона проступает и в популярных героях западной массовой культуры, таких как Джеймс Бонд, и в многочисленных "альтерэго" Шпиона, во всех этих Шерлоках Холмсах, комиссарах Мегре, лейтенантах Коломбо, джентльменах вроде Пуаро, профессия которых - разгадывание замыслов "тайного врага", подозреваемого преступника. В образе Супершпиона есть жизненный реальный компонент, в нем обнажается некая важная экзистенциальная универсалия человека. "Все люди - враги" - название известного романа Р. Олдингтона.

Но почему образ современного Супершпиона - серьезный, а не детективно-развлекательный, возник именно на русско-советской почве?

Наша гипотеза по этому поводу состоит в том, что Штирлиц - этот "народный герой" (ставший, между прочим, героем анекдотов), есть плод экзистенциальной русско-советской тоски. У советского, да и у русского человека дореволюционной поры было много поводов для тоски. Напряженный разрыв между идеалом и реальной жизнью, характерный вообще для русской культуры, (о нем убедительно пишет академик Д.С. Лихачев в работах, посвященных древнерусской литературе) даже увеличился в советское время, хотя и был отчасти замаскирован коммунистической идеологией. Чтобы утолить тоску по многим ценностям, отсутствующим в реальной жизни, русскому человеку нужны были проективные образы.

Возможно, самым глубоким видом русской тоски является тоска по "всечеловечности", мировому человеческому братству, о котором столь часто шла речь в русской философии и литературной критике. Эта ценность акцентировалась и в советской идеологии в форме идей коммунизма и интернационализма. Но как соотносилась она с действительностью? Вместо коммунизма - ожесточенная классовая борьба, вместо интернационализма - невозможность выезжать за рубеж и запрет на контакты с иностранцами. А вот Штирлиц свободно живет за рубежом и постоянно общается с иностранцами. Для него нет ни эллина, ни иудея, нет и классовых перегородок. Он так вжился в чужую культуру, что большая часть его душевной энергии уходит именно на эти общечеловеческие контакты. Нет у Штирлица ни семьи, ни друзей.

Вторая наша тоска - тоска по порядку. "Земля наша богата, а порядка в ней - нет". Склонность к анархии, междоусобицам, неуважение к праву, собственности, достоинству личности, а также необязательность, неаккуратность, пренебрежение служебными обязанностями - это наши русские национальные черты, распространившиеся по всей России. Был ли порядок в советской стране? В некоторых общественных сферах был - взять хотя бы социальную защищенность детства, борьбу с организованной преступностью, отсутствие межнациональной вооруженной борьбы и некоторые другие достижения "командно-административной системы", о которых мы сегодня, в разгар демократических реформ можем только мечтать. Однако во многих сферах жизни в советские времена царил чудовищный беспорядок, а лучше сказать, абсурд. Нищенская жизнь в стране, полной всяческих богатств. Высылка за рубеж и уничтожение мыслящего слоя нации и трудолюбивого крестьянства. Изготовление из прекрасного материала - кожи, сукна - массы ненужных, немодных предметов - обуви, одежды, которые затем списывались в утиль. Печатание каждый год на прекрасной бумаге огромного количества произведений Ленина, которых никто не покупал и не читал и которые сразу же шли в макулатуру. Уничтожение храмов и ценнейших произведений церковного искусства. Деньги, направляемые на поддержку компартий, разбросанных по всему миру, и расходуемые неизвестно на что. Фантастические проекты поворота северных рек на юг. Что это все, как не абсурд, возведенный в ранг государственной политики? Всякий умный русский человек тосковал по порядку, понимая в глубине души, что в России он невозможен. Принятие "беспорядка" как нормы жизни стало у нас критерием понятливости, адекватности, психической нормы. Тот, кто недоумевал, видя, что говорится одно, а делается - другое, считался в 60-е-70-е годы недалеким поверхностным человеком. Нельзя было, оставаясь нормальным, избежать "двоемыслия" в послесталинские времена.

А что же Штирлиц? Как ни странно, но этот русский, советский человек, не эмигрант, не перебежчик, не изгнанник, живет в условиях порядка и не страдает от "двоемыслия". Он открыто и законно получает свою салями, не испытывает притеснений от бюрократии, от глупых начальников. Ему не надо стоять в очередях, ждать целый день какого-нибудь сантехника, у него чисто и прибрано в доме, на улицах нет помоек и свалок, быт его хорошо организован. Он чужеземец, но защищен всей культурой приверженного к порядку германского народа.

Штирлиц живет и действует в рамках немецко-фашистского порядка, причем Кальтенбруннеру он кажется даже более дисциплинированным и идеологически "твердым", чем того требует здравый смысл. Можно возразить, что Штирлиц только "притворяется" правоверным нацистом, но это - поверхностное объяснение. Штирлиц поддерживает фашистский порядок, потому что он ему понятен, выгоден. На фоне этого порядка борьба амбиций и самолюбий в верхушке Рейха дает ему благодатный материал для интриг. Но главное, Штирлиц, через свою профессию, которая с одной стороны, не допускает сомнений в основах личной веры, а с другой - знакомит разведчика с идеологиями, противоположными по содержанию, но примерно равными по силе, должен "деидеологизироваться" и выработать собственное кредо, естественное и требуемое для него, но неприемлемое ни для кого другого. Можно лишь предполагать, в чем это кредо состоит, так как оно ни в чем не эксплицировано.

Во-первых, любовь к риску, к жизни на краю пропасти - мощный и необходимый разведчику жизненный стимул. Во-вторых, вера в какой-то идеал Добра, который выше любой конкретной идеологии. В-третьих, вера в способность своего организма выполнить любую работу.

"Надидеологичность" супершпионов - естественна и она приводит к тому, что самые прославленные из них, например, Азеф, Мата Хари, Парвус, Сидней Рейли были двойными или тройными агентами. И следует согласиться с А. Секацким, который пишет, что многоролевой шпионаж является "могучей преобразующей силой мирового масштаба".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Русскому человек оказаться в экстремальных условиях
Жизнь штандартенфюрера сс штирлица как воплощенная мечта советского человекапоиск человека самореализации

сайт копирайтеров Евгений