<<< ΛΛΛ >>>
смысле слова оказывается чем-то ограниченным, она не может быть в той же
степени желанна для "русской души". Характерно рассуждение П. Вайля и А.
Гениса о героине драмы Островского "Гроза": "Катерине нужен не сад, не
деньги, а нечто неуловимое, необъяснимое -- может быть, воля. Не свобода от
мужа и свекрови, а воля вообще -- мировое пространство".
В отличие от воли, свобода предполагает как раз порядок, но порядок, не
столь жестко регламентированный. Если мир концептуализуется как жесткая
упорядоченность сельской общинной жизни, то свобода ассоциируется, скорее, с
жизнью в городе. Недаром название городского поселения слобода
этимологически тождественно слову свобода. Если сопоставление свободы и мира
предполагает акцент на том, что свобода означает отсутствие жесткой
регламентации, то при сопоставлении свободы и воли мы делаем акцент на том,
что свобода связана с нормой, законностью, правопорядком ("Что есть свобода
гражданская? Совершенная подчиненность одному закону, или совершенная
возможность делать все, чего не запрещает закон", -- писал В. А. Жуковский).
Свобода означает мое право делать то, что мне представляется желательным, но
это мое право ограничивается правами других людей; а воля вообще никак не
связана с понятием права.
Характерны в этой связи замечания Д. Орешкина, который писал в статье
"География духа и пространство России", опубликованной в журнале •
Континент":
В свое время спичрайтеры подвели президента Рейгана, который,
<<< ΛΛΛ >>>
Соответствующих уникальным русским понятиям Шмелев А. Широта русской души 5 человека Мужество Шмелев А. Широта русской души 7 русской
|