Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Изменения в одежде, облике, поведении женщин фольклорное сознание связывает с их "грехами", в первую очередь - отказом от материнских обязанностей в пользу общественной, публичной деятельности.

Разрушение связей родства. Преступления против матери.

Разрушение человеческих связей, в том числе кровных - родства, и даже базовой связи: материнства. “Будут летать птицы железные, железными клювами клевать, - предсказывал когда-то странник. – Вот, война была; “будет брат брата убивать, мать сына… и отец сына, и сын отца” (Псковская обл., Пустошкинский р-н, с.Забелье, 1995 г.). “Родителей не будут почитать” (Архангельская обл.. Верхнетоемский р-н, 1989 г.). Те же признаки конца света упоминались в пророчествах конца Х1Х в. В 1898 г. в орловской губ. распространился слух, будто около станции нашли письмо. “В этом письме сказано, что если народ не исправится, т.е. если будет так же непочтителен к родителям, как теперь… то будет два года голод, а потом полетят белые галки, затем появится птица-клевица, которая будет глотать живых людей”[xi]. Похожие мотивы и в современных пророчествах. Соседская нищенка Марина останавливает меня во дворе: “В угловой парадной сантехника убили… Сын связался с подростками – они, наверно, и убили… А вон в той парадной Галька: она женщина добрая… Пьет… Её дети бьют. Одну женщину тут дети били-били, а потом на даче и убили ее. Да… Теперь так будет: дети на родителей, родители на детей – скоро конец света, последние времена. Старец говорил – ему видение было: в 1998 году конец света. Или война. Или голод, а что-то будет” (СПб., 1996г.). Разрушение родственных отношений (в первую очередь речь идет здесь о материнстве) воспринимается ею как причина и знак грядущей катастрофы. О скором конце времен говорит и Вера Васильевна (1929 г.р.), жительница с.Кореньское (Рыльского р-на Курской обл.): “Говорят: последние годы живем. Все говорят, что до двухсотого[2] года (живем). Да оно ж все идет к этому: все хуже и хуже. А лучше нет. Все злые, один на одного ненависть... “ - и приводит следующий случай: “У меня брат двоюродный - Женька. Он же как на мать ругался, как сказал!.. А приходить мне - жалуется, что вот он плохо с женой живет. Я говорю: - И ты будешь кару несть до самой смерти! - я ему... Ну, на мать - матом: так сказал, что не выскажешь. Она же не могла даже выговорить слово, чтоб пожалиться другому сыну. Рассказала моей сестре - что “ты, Таня, вот расскажи. Я не могу ему рассказать, сыну”, - обидно так ей было. Дак куда это? А сейчас он: - Да я через жену и на мать” - “Ты не прав”. А щас плохо с женой живет. Я говорю: - Ты кару будешь несть до самой смерти теперь. Вот. До самой смерти кара будет”. Брань в адрес матери в народе почитается за смертный грех. Для женщины самый большой грех - аборт, для мужчины - брань в адрес матери: преступления против материнства. Примечательно появление этого случая в эсхатологическом контексте - как признака близкого скончания мира.

Таким образом, события в демографической сфере: малодетность семей и малолюдность деревень; расширение участия женщин в общественной жизни за счет материнства; ослабление уз родства (в том числе в первую очередь – материнства) и т.п. симптомы кризиса традиционной модели воспроизводства - последовательно признаются знаками наступления конца времен. В современных пророчествах речь идет по сути о явлениях демографического перехода (перехода от расширенной модели воспроизводства к стационарной)[xii]. При этом заметим: если другие знаки конца упоминаются в единичных текстах, то эти (демографические) - сквозной и массовый характер, повторяясь в большинстве зафиксированных нами нарративов.

2. “Антиматеринская” идентификация власти.

Примечательно, что эти антинатальные симптомы, вся картина демографического неблагополучия в народном сознании связываются с властью. Именно власть предстает виновником и организатором кризиса:

“Предсказывали… что весь этот люд вымрет, рассуждают, собравшись на скамейке возле автобусной остановки, пожилые жительницы новгородского села Пинаевы Горки. - А дальше-то с чего будет начинаться это житьё?.. До такой степени дойдет, что вся земля опустеет… Это придут такие властители: мёды будут амбарные есть, а люди будут смотреть, выглядывать – что вот я бьюсь, а есть нечего. Это только от властей всё…”(Новгородская обл.. Старорусский р-н, с.Пинаевы Горки, 1997 г.). Власть (как воплощение универсальной ответственности) полагается ответственной за кризисные явления в демографической сфере - идентифицируется как "антиматеринская", антинатальная и антивитальная сила (власть антихриста).

В 1996 году мы разговаривали с Раисой Петровной Х. (1923 г.р.), жительницей дер.Путилово Порховского р-на Псковской обл. Она живет одиноко, никогда не была замужем, известна как богомолка, к ней ходят отчитывать порченных. Раиса Петровна визионерка; ее видения в основном укладываются в рамки старообрядческой традиции обличений антихриста.[3] Эти видения убедили ее в том, что нынешняя власть - это "власть тьмы". Обратим внимание, что служит этому доказательством (свидетельством, признаком):

"Сейчас власть... Христос сказал: “Всё, что обо Мне, приходит к концу” И наступила власть тьмы. И вот сейчас наступила власть тьмы. Я так плакала! Думаю: что ж это творится-то? В чьих же мы руках?! И вот я их увидела. Увидела... А Матерь Божия - если на иконах - у Ней покрывало красное. И вот я смотрю: как склеп. В этом склепе - вот так, как во сне: как за столом вот так силит (показывает: сидит, согнувшись, под покрывалом. - Т.Щ.). Так подымает-подымает голову и смотрит на меня... выразительно... И вот так, значит, покрывало-то ето - чтобы сказать, кто Она - Она это красное покрывало-то натягивает. А над Ней вот такая хищная лапа-то! Если Она слово скажет, или что-то там, то она начнет Ее терзать. Такая большая лапа хищной птицы: ногти - белые, а когти - черные. Ногти кончаются когтями. И вот так они затряслись над Ее головой. Ей ни шевельнуться, ничего..."

"Матерь Божию, - продолжает Р.П. рассказ о своих видениях, - Её, значит, охраняют в склепе, над Ней вот эта лапа-то трясется, вот трясется, - если Она молиться будет или еще что-нибудь, а над Ней... Её голодом морят... Я так плакала! Думаю: что ж это творится-то? В чьих же мы руках?!."

Признак “власти тьмы” - ее враждебность материнству: покушение на Богоматерь как его идеальное воплощение. Власть маркируется знаками “антиматеринства”, т.е. идентифицируется как воплощение враждебной силы, противостоящей жизни. Отсюда следует вывод о необходимости "спасаться" от власти. Обратим внимание на прагматику рассуждений о наступлении “последних времен” и скором “конце света”.

В с.Засово (Старорусского р-на Новгородской обл.) в 1997 г. старушки говорят о сбывшихся пророчествах, слышанных ими еще в детстве: "“Странники ходили, предсказывали. Они всё знали, какие времена будут… Вот эта у нас бабка… рассказывала: “Старец к нам приставал[4] (это в те годы[5]). Он и говорил мне: - Агафья! Вот каку те-то волю даёт: и хлеб, говорит, не будешь печь сама!.. – Дедушка! Кто же на нас – и его печь? – А напекут на нас…” Вот странник и говорил – вот и дождались теперь: “Будете хлеб с одной квашни есть!” – “Да дедушка, кто ж нам напечет-то?!” – Напекут на всю вселенну!” Ух ты, дождалась. Оны предсказывали. Оны знали, что с одной квашни будем есть: возят хлеб тяперь! А раньше у крестьян своя ж земля была!.. Это говорили старики, и сама это я слышала: “Ишо хлеб, - говорили, - будем получать” – может, слышали эту историю? – “печать будет антихриста”. Вот видите: “Антихрист прельстит народы”. Вот, моя родная…"

Отрицательно – как печать антихриста – маркируется централизованное снабжение хлебом (подразумевается – вообще продуктами): важнейший канал коммуникации, контролируемый властью.

Аналогичным образом воспринимается и телевидение:

“И дождешь, Агафья, - пророчествовал тот же старец, - что святой угол не будет в домах. А сядет туды антихрист. И будет, - говорит, - премудрости давать.” – “Дедушка, да кто впустит-то его?!” – “Впустят, во всех домах будет, да он прельстит народы, что даже работать не будут, будут на яго…” – “А я, - говорит, - дождалась, Господи, вот мол, как он сказал: антихрист прельстил народы. Телевизер: понятно?.. Кто сидит в переду-то[6] теперь? Телевизер занял… Вот тебе.”

Отрицательно маркируются – а следовательно, отторгаются – коммуникативные сети (СМИ, снабжение), обеспечивающие власть: эсхатологическая мифологема продолжает действовать как код дезинтеграции систем управления.

Итак, эсхатологическая мифологема заключает в себе программу отторжения власти. А сигналом к активизации этой мифологемы служат события, связанные с подавлением материнства и всей сферы порождения жизни. Это позволяет вести разговор об определенной зависимости власти от событий демографического ряда.

Характерно, что антиматеринская идентификация власти (напр., “дева”, “грешница”) особенно заметна в периоды распада социальной системы (революций и бунтов), выражая опять-таки деструктивную установку. Известна Петербургская легенда о некоей “бледной деве”, взошедшей в октябрьскую ночь 1917 года на “Аврору” и приказавшая выстрелить из роковой пушки[xiii]. Сюда же относится и мотив “революций, пожирающих своих детей”, и демонстративный аскетизм и “бесполость” революционеров и революционерок. Исследователи символики русской революции указывают на Деву (вар.: Русскую Красавицу) как главный ее главный символ [xiv]. Ср.: Свобода (в облике девы- с обнаженной, как у мифических амазонок, грудью) - символ Французской революции.

Итак, из приведенных выше материалов вытекает зависимость отношения к власти и самого существования систем управления от ситуации в демографической сфере. Симптомы демографического неблагополучия воспринимаются как знаки наступления конца времен, идентфикации власти - как воплощения антихриста и ее отторжения. Возникает и развивается тот самый разрыв, который обусловил большинство российских исторических катастроф. Таким же сигналом может стать и антинатальные высказывания, а тем более действия власть имущих - т.е. все, что дает основание маркировать власть знаками "антиматеринства".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Щепанская Т. Антиматеринство к народной эсхатологии XX в. истории культуры 8 русской
Характерное для современных пророчеств

сайт копирайтеров Евгений