Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Щепанская Т. Антиматеринство: к народной эсхатологии XX в.


Щепанская Т.Б. Антиматеринство: к народной эсхатологии XX в. //Христианство в регионах мира. СПб., 2002. С.219 – 230.

В этом сообщении я хочу представить некоторые результаты полевых наблюдений, сделанных в 80-90-х гг. ХХ в. Речь идет о записях устных эсхатологических текстов: видений и пророчеств, как в сельской, так и в городской среде. Мы записывали эсхатологические пророчества и видения в деревнях Архангельской, Псковской, Новгородской и Курской областей, а также в Санкт-Петербурге, фиксируя как пророчества, бытующие в наши дни, так и относимые к “довоенному” и даже “дореволюционному” времени, но живущие в актуальной памяти старшего поколения (на них ссылаются, ими обосновывают свое отношение к жизни). Мы хотели бы обратить внимание на один из сквозных мотивов народной эсхатологии - мотив "антиматеринства".

Наш интерес к народной эсхатологии не столько фольклористический или религиоведческий, сколько социо-прагматический. Он возник в связи с изучением проблем власти и, конкретно, дезинтеграции систем социального управления, распада властных иерархий, ставшего в России почти периодическим[i]. Рассуждения о фатальном разрыве народа и власти, об "уходе" народа от власти стали едва ли не общим местом[ii]. Нас интересовали культурные коды этого разрыва и ухода. Один из самых заметных таких кодов - народная эсхатология. Роль эсхатологических настроений как базы идеологии отторжения власти, стимула и организующей силы разрушительных для власти движений очевидна и не раз обсуждалась в литературе[iii]; нам тоже приходилось уже более подробно излагать взгляд на эту проблему[iv]. Спасаясь от власти, которую они идентифицировали как власть антихриста, люди жгли паспорта, отрицали деньги, отказывались молится за государя, отдавать сыновей в рекруты. Скрывались от ревизий и бежали - в одиночку, семьями, целыми группами - в места, до которых не дотянулся еще государственный контроль. Иными словами, порывались любые коммуникации, связывавшие их с властью - т.е. речь идет о дезинтеграции систем управления. Эсхатологические тексты действовали как программа и одновременно стимул дезинтеграции.

Это то, из чего мы исходили как из "условия задачи". Мы задались вопросом: когда и при каких обстоятельствах эсхатологическая мифологема активизировалась и начинал разворачиваться заключенный в ней сценарий отторжения власти. Эту задачу можно переформулировать: что воспринималось в народе как знак наступления "конца света" и, следовательно, становилось сигналом к активизации всего сценария? Особенно интересно тогда, что служит таким сигналом сегодня, когда наблюдается очередной всплеск эсхатологических настроений.

Знаки конца.

Итак, целью полевых исследований было выявление событий, которые современное фольклорное сознание фиксирует как знаки наступления конца времен и - власти тьмы, т.е. становятся обоснованием отрицательной стигматизации существующей власти.

Сразу отметим существование нескольких групп или даже типов таких знаков: отметим как наиболее важные космо-природные[v] (от падения метеорита, аномальных погодных явлений до необъяснимых миграций мышей и т.п.) и социально-поведенческие. Ясно, что первые не были реально сигналом, а только объяснением, мотивировкой - подкреплением общественных движений. Поэтому наше внимание сосредоточено на вторых - социальных - процессах. Задача, таким образом, сужается и формулируется следующим образом: какие социальные процессы общественное (фольклорное) сознание воспринимает как знаки конца времен? Или: какие социальные процессы инициируют развитие сценария дезинтеграции власти?

Среди социально-поведенческих явлений, наиболее часто упоминаемых к эсхатологических текстах, наше внимание привлекли различные проявления антиматеринства (подавления или свертывания сферы воспроизводства жизни, отрицание и снижение ее символов).

В Новгородской и прилегающих областях широкой известностью пользуется Старорусская икона Божьей Матери, которая почитается чудотворной. Местные жители замечают и передают друг другу:

“А Младенец-то от Ей отвернулся. Вот она, эта, природа - отвернулась от Господа...” - и истолковывают это как знамение наступающих последних времен: “Вот, мои родные, да. Веруйте в Господа, веруйте, и всё есть: ведь испытания все впереди.”(Новгородская обл., Старорусский р-н, с.Засово. 1997 г.).

Знаком конца света служит здесь нарушение связи “мать-дитя”, как базовой связи и основы общественного единства. Среди подобных знаков систематически упоминаются также и другие симптомы нарушений в области материнства. Назовем упоминаемые систематически.

Демографическое неблагополучие.

В большей части записанных нами эсхатологических текстов знаки “конца времен” – события демографического ряда, точнее – кризисные явления в демографической сфере.

Вымирание, истребление населения. “(Бог) народ этот истребит грешный. А земля останется.”(Новгородская обл., Старорусский р-н, с.Засово. 1997 г.).

Запустение деревень: “В прежние годы хорошо справляли праздники, - вспоминает Анна Ивановна В. (1905 г.р., с.Засово). – Гармони-то ревут, молодежь-то – поют!.. А теперь не то, доченька: даже птицы не поют. Веселое время было – а теперь-то печальное: молодежи-то нету, ни девки, ни мальца, как будто проваливши всё… Священник и то говорил: Много веков ушодци, надо и нам готовиться”.

Ухудшение здоровья людей, распространение ранее не известных заболеваний. Вспоминают старые пророчества: “А то, - говорилось, - болезней напустит. Раньше ведь не было болезней. Раньше какие были мушшины – здоровенные, крепкие! Босиком, помню, бегаем – босиком, весной, как только затает, - и не болели!” (Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, с.Цсть-Выя, 1989 г.). “Поколение из поколения слабже становится, - заключают в с.Пинаевы Горки (Старорусского р-на Новгородской обл.). – Это так положено по-Божьи…” (1997 г.)

Катаклизмы и катастрофы: война, голод и мор, падение гигантского метеорита, как одна из форм "истребления" человечества. Ожидания падения на Землю некоей планеты отмечены, напр., в 1898 г. в Орловской губ.[vi] В 1990-92 гг. о скором столкновении с астероидом много говорили в Санкт-Петербурге, а в самом конце ХХ века подобные слухи обрели характер общепланетного беспокойства и международной программы предотвращения астероидной опасности.

С демографической сферой непосредственно связана область женского репродуктивного поведения, изменения в которой тоже связывают с настплением последних времен.

Женские грехи.

Пророчества, поучения, видения и слухи последовательно фиксируют изменения в репродуктивном поведении, прежде всего женском - отказ от материнства: распространение грехов (т.е. отклонений от традиционных норм репродуктивного поведения). Из видений Р.П. (жительницы д.Путилово Порховского р-на Псковской обл., запись 1996 г.) о наступлении “власти тьмы”: “А Христос-то – потом я увидела: Он уже там в таких страшных мучениях… Он схвачен там, истерзан. Его страшно мучают”, причем явленный тут же голос возвестил, что страдает Сын Божий за женские грехи: “Тогда, впервые, распятие было – когда распяли Его на кресте – это было, значит, Он пострадал за весь народ. Сейчас, я думаю, только за грешниц. За грешниц – блудниц… Ну вот. Он, значит, пострадал за этих грешниц”. Знаком наступления “власти тьмы” служит разрушение моральных норм, относящихся к репродуктивному поведению, в первую очередь - женскому. Это также нашло отражение в видениях Раисы Петровны: “Я как-то хотела, - рассказывает Р.П., - одно время хотела очень умереть. Пришла мама моя (к тому времени уже покойная. - Т.Щ.) и сказала: не старайся, дескать, умирать скорей, потому что здесь (на том свете. - Т.Щ.) хорошо живется только проституткам и постаскушкам... А... старых дев называют “тухлятиной”, а етих вот, проституток, этих грешниц - называють “пречистыми девами”, - ага, - “пречистые девы”, - в том смысле, что они, значить, они “прочищаются” без конца.”

О женских грехах - в первую очередь, преступлениях против материнства (абортах) говорила мне профессиональная нищенка Марина[1], живущая в моем доме, в соседней парадной: “Сейчас уже скоро миру конец, говорит мне Марина. - Последние годы живем. Вот я всем и говорю: надо Богу молиться. Молитесь!.. Ко мне тоже Христос приходил (во сне. – Т.Щ.). Говорит – ты тоже великая грешница, семь детей загубила (сделала семь абортов. – Т.Щ.). Да я отмолила уж… И за дочерей своих молюсь: одну отмолила – она хорошая, добрая, не пьёт. А другую никак не отмолю: много грехов на ней, она много абортов сделала.” Скорый конец света Марина считает наказанием за грехи, причем главный грех – аборт. Марина рассказывала о том, как во время долгого – мертвого – сна странствовала на том свете (жанр “обмирания”): “Я видела – меня провели на том свете, всё показали: как абортники-то в смоле (кипят. –Т.Щ.). Ох, страшно!..” (СПб, 1996).

В последние годы распространяются слухи о появлении нетрадиционных форм человеческого воспроизводства. И.Разумова, например, приводит циркулировавшие в Петрозаводске разговоры о том, что женщины скоро не будут рожать, а мужчинам будут делать какой-то укол, в результате чего у них будут рождаться дети. С чеченской войной 1994-96 гг. было связаны толки о том, что ученые могут делать двойника человека из любого кусочка его кожи, и т.п.[vii].

Особое внимание к нарушениям в области материнства, характерное для современных пророчеств, по-видимому, не противоречит традиции. Во всяком случае, Г.Федотов, анализируя систему грехов по духовным стихам (текстам преимущественно XIX - XX вв.), замечает, что непростимыми, главными, основою всей системы считаются грехи "против рода и материнства"[viii]. В начале XX в., по свидетельству современников, старики также предсказывали скоую гибель миру. Причину же видели в том, что "за последние годы народ до такой степени позабыл Бога, что не разбирает, в какие дни можно спать с женой, в какие нельзя, и поэтому Бог посылает детей непослушных, своевольных, ведущих жизнь к погибели"[ix]. В материалах Тенишевского бюро зафиксированы народные представления о том, что антихрист "народится от семи блудных дев" или, по замечанию комментатора, "от седьмой блудницы"[x].

 ΛΛΛ     >>>   

Стихи духовные русская народная вера по духовным стихам
Характерное для современных пророчеств
Щеглов Л. Общество и сексуальность культуры

сайт копирайтеров Евгений