Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Белоусова Е. Фольклор в современном родильном обряде: приметы и советы

ИСТОЧНИК: http://proekt-psi.narod.ru

В литературе по фольклору и этнографии, посвященной ритуалу в традиционной культуре, часто приходится встречаться с утверждением, что родильный обряд отходит в прошлое, исчезает. Нам хотелось бы показать, что родильный обряд продолжает свое существование в наши дни, пусть и в сильно измененном виде. Как это ни парадоксально на первый взгляд, в нем можно достаточно явственно увидеть преемственность по отношению к родинам в традиционной культуре. "... всевозможные инновации и модификации, как правило, затрагивают лишь поверхностные уровни ритуала (относящиеся к плану выражения), в то время, как глубинные, содержательные схемы отличаются поразительной устойчивостью и единообразием".[1]

В этой статье нас будет интересовать только один культурный срез - представления и действия медиков, не являющиеся необходимыми с точки зрения чистой, теоретической медицины. Мы будем пользоваться апофатическим методом - все, что не.

Идея медицинского контроля над беременностью и родами и помощи в оных подразумевает выполнение акушером-гинекологом в женской консультации и позже в родильном доме ряда функций. Это экспликация некой совокупности представлений об устройстве человеческого организма, которая должна выражаться в установке диагноза, оценке состояния матери и плода, а также в даваемых советах и рекомендациях. Кроме того, это еще и экспликация ряда "техник тела" (термин Мосса).[2] Здесь подразумевается, с одной стороны, использование определенного вида медицинского вмешательства при наличии конкретной патологии (точнее - при наличии того явления, которое в нашей медицинской культуре воспринимается как патология) - это медицинские техники, а с другой стороны, ведение беременности и родов с учетом определенных требований к поведению беременной и роженицы - это предписываемые нашей культурой женские техники тела.

Казалось бы, это все, что требуется от медика по роду его деятельности. Однако в рамках указанных функций медики часто обращаются к сокровищнице народного опыта. Это можно проследить на материале диагнозов, советов и предписаний, организации родов. Но и это еще не все. Удивительным образом, медики берут на себя ряд функций, не зафиксированных во врачебных инструкциях как необходимые и обязательные. Эти действия можно было бы охарактеризовать как совокупность педагогических или коммуникативных приемов, специфика которых связана с ролью врача в современном родильном обряде и особенностями обрядовой коммуникации. Эта тема подробнее обсуждается в расширенном варианте данной статьи.[3] Здесь же мы остановимся подробно лишь на двух фольклорных жанрах, используемых медиками - приметах и советах.

1. Приметы

Первоочередная официальная задача медика - обеспечить здоровье матери и ребенка, независимо от его пола. И, казалось бы, вопрос половой принадлежности не должен занимать медработников. Тем не менее, современные врачи пытаются предсказывать пол будущего ребенка. До последнего времени, когда получило широкое распространение ультразвуковое обследование, позволяющее с большей или меньшей точностью определить пол ребенка в утробе матери, медики часто опирались на народные приметы, да и сейчас эта практика не исчезла окончательно. Пол ребенка определяется по следующим признакам: по форме и размеру живота беременной ("Доктор, записывавшая меня в роддом, сказала, что точно будет мальчик - живот, говорит, большой" (И1);[4] по поведению младенца в утробе матери ("Во всяком случае, мне гинекологи постоянно твердили, что у меня будет мальчик. Ну вот они считали, что плод какой-то очень активный у меня в чреве, что он вот именно ведет себя так, как должен вести мальчик. Они все время щупали там, смотрели и говорили: "Ну мальчик - сто процентов - мальчик!" (И67); по сердцебиению плода ("У меня был очень хороший доктор-гинеколог в консультации на Фонтанке, и он сказал мне перед декретом, что у меня по сердцебиению девочка будет" (И10); по способу показа беременной рук ("попросили показать руки - спросили: "Что у Вас с руками?" Я говорю: "А что?" Они говорят: "Все, у Вас будет мальчик". Я уже не помню, как там надо было - то ли вверх ладонями мальчик, то ли вниз" (И12). Очевидно, имеют хождение и другие народные приметы, связанные с определением пола, хотя в нашем материале они не зафиксированы как используемые врачами.
Содержание примет апеллирует к традиционному месту полов в парадигме бинарной классификации: мужское - большой, активный, сильный, громкий, правый, острый, верх; женское - маленький, пассивный, слабый, тихий, левый, тупой, низ.

Использование народных примет продолжает сосуществовать с методами УЗИ, что противоречит утверждению Т. Б. Щепанской о вытеснении, замещении этим методом диагностики народных способов определения пола плода.[5] Причем у обоих этих способов узнавания может быть одна и та же аудитория. Интерес к полу будущего ребенка в нашей культуре колоссален, и все методы оказываются хороши. Тем более, что доверие к УЗИ не является абсолютным: распространенный мотив рассказов о беременности и родах - неправильное определение пола ребенка при помощи УЗИ - за мужские половые органы принимают пуповину или ногу, либо же наоборот их наличие не удалось зафиксировать.

Казалось бы, УЗИ - строго медицинская процедура. Однако обратим внимание на то, как она используется. Данный метод диагностики практикуется вовсе не для того, чтобы определить пол ребенка, а для раннего выявления патологий. Тем не менее, в народном сознании прослеживается устойчивая ассоциация именно с предсказанием пола ребенка ("Сегодня ходила на УЗИ". - "Ну и кто у тебя там?"). По инструкции определение пола вовсе не является необходимым и предписываемым - эта информация даже не заносится в медицинскую карту. Тем не менее, врачи по собственной инициативе проявляют стойкий интерес к этой теме - сами сообщают пол ребенка, спрашивают, "сказать ли, кто". Сопровождается предсказание радостными эмоциональными комментариями половых достоинств ребенка: "Потом я пошла делать ультразвук, когда у меня было уже недель 20, и дяденька-врач радостно закричал: "Пенис! Пенис!" У меня внутри все похолодело, и я сказала: "Как же, мне только что сказали, что будет девочка, а вы видите пенис!" Он говорит: "Очень интересный случай. Приходите ко мне через недельку" (И3); "мне делали на 31-й неделе УЗИ, и мне сказали, что это мальчик, да еще какой - как выразился врач" (И37).

Забегая вперед, скажем, что в следующий раз вопрос о поле ребенка встает в момент его рождения. Первые слова, следующие за выходом ребенка, связаны именно с называнием его пола. Матери показывают ребенка, демонстрируют его половые органы и спрашивают, "кто родился", либо же акушеры сами называют пол. "Когда я родила Алешу, я была немножечко уже не в себе, и когда показывают, кто родился - а я еще без очков - я сказала: "Девочка!", с такой надеждой. Тут басом фельдшерица или там акушерка закричала: "Смотрите хорошенько! Где там девочка?" - и сунула мне прямо в лицо это причинное место" (И40); "мне показали просто, кого родила. То есть показали пипиську. Я говорю: "Девочка! А не мальчик". Я была так поражена" (И38); "когда она родилась, я увидела пуповину и приняла ее, прошу прощения, за член. "О, - говорю, - опять мальчишка!" А она говорит: "Дура, девочка!" Мне сразу стало очень радостно и хорошо" (И35); "И когда мне показали уже этот комочек, сказали: "Девочка родилась", я была страшно удивлена, и мне было в принципе ее очень жалко" (И53).

Работники роддома живо интересуются половой статистикой в их заведении: "Нянечка пришла и говорит: "У нас очень хорошая была смена, все родили, мальчиков много родилось" (И10).

Как можно интерпретировать подобное поведение врачей, слабо связанное с их прямыми обязанностями? На наш взгляд, здесь возможны несколько объяснений. Первое: приветствуется новый член коллектива, и его половая идентификация этому коллективу не безразлична. Мальчики приветствуются более, нежели девочки - они ассоциируются с производящим началом. Показательна и разница в "выкупе", даваемом работникам роддома за ребенка при выписке - мальчики всегда стоят дороже, чем девочки: "Я не знаю, выкуп ли это - я знаю, что надо дать. За девочек дешевле почему-то. Когда я рожала, была такая такса: за мальчиков, по-моему, 5 давали, а за девочек 3. И когда я рождалась - тоже примерно так было - 5 рублей и 3 рубля - не знаю, почему так несправедливо" (И18); "дача денег при выписке сестрам и так далее - это уже просто догмы, поэтому о них даже говорить не надо. Конечно соблюдали, естественно. Такса была твердая, помню - за девочку трешку давали, за мальчика - пятерку. Этой таксы все придерживались" (И50).

Второе: здесь имеет место некий коммуникативный (педагогический) прием, специфический способ общения с матерью. В случае предсказания пола не столько необходимо, сколько именно "принято" говорить об этом с матерью (ср. традиционную завязку разговора в материнской субкультуре: "Кто у вас - мальчик или девочка?"). Это особый способ установления контакта (по Дейлу Карнеги - говори с человеком о том, что его более всего интересует; истинность информации и твоя вера в нее не важна. Однако эта техника предписывает адресанту верить в истинность сообщаемой информации для достижения большей убедительности).

Третье: врачи стремятся соотнести свой опыт с народными приметами: интересно "проверить" их - "так ли это", совпадет ли результат с предположениями, узнать, есть ли в приметах рациональное зерно.

2. Советы

Официальная задача медика - следить за ходом беременности и родов и делать необходимые предписания. Темы советов - регламентация пищи, секса, движения (определенных видов работы, прогулок), гигиенические предписания. Совет может даваться в виде следующих речевых жанров:
а) рекомендации: ("Надо побольше гулять, чтобы ребенку хватало кислорода" (И1));

б) приказа: ("На кресло!" (И1); "Она пришла: "Ложись!" Грубо так наставления дала - неприятно вот от этого было" (И12); "Но зато была веселая акушорочка, или там нянечка, которая по команде заставляла женщин ложиться, подкладывать под себя судно и писать по команде для того, чтобы добывать лекарство какое-то там из мочи беременных женщин. Поэтому эта команда осталась у мамы надолго. Когда входила эта фельдфебельша, она объявляла: "Бабоньки! Жопки на суденышки!" (И33);

в) упрека: ("она каждый раз меня встречала страшными криками и топала ногами: "Опять низкий гемоглобин!" (И45); "Спросили, где у меня резинка для волос, и, когда ее не оказалось, сказали: "Беременная, а правил гигиены не знает!" (И3). "Акушерка была такая баба - такого мужского типа - вот она не была со мной особенно вежлива, потому что я не могла иначе стоять, кроме как легши животом на кровать и свесившись вниз головой - мне было больно. Если поперек лечь, а ноги стоят - вот это было единственное положение, в котором мне было не настолько больно. И я так и делала. И я еще орала при этом. Конечно, они не любят, когда орут. И она приходила и говорила: "Как не стыдно - стоишь с голой задницей!" - в рубашке этой короткой" (И34);

г) угрозы: (<женщине не хочется "ложиться на сохранение"> "Там был страшный врач по фамилии Недосукова. Она говорила, что у моего ребенка будет синдром Дауна, что он задыхается, и вообще говорила страшные ужасы и пыталась заложить меня в больницу" (И2); <женщина принимает решение сохранять беременность вопреки предписаниям врачей> "Они говорили: "Да Вы подохнете - у Вас будет заражение крови! Оно уже есть!" Но, тем не менее, у меня было такое настроение - быть или не быть" (И33); <женщина отказывается стимулировать переношенную (по подсчетам врача) беременность> "Все пугают: "Плацента устареет, ребенок погибнет" (И1);

д) инвективы (инвективу мы считаем целесообразным причислить к предписаниям, поскольку одна из основных ее функций, по Жельвису[6] - побуждение к действию.) ("Врач, женщина средних лет, фамилии ее я не знаю, очень раздражалась, обзывала меня тупой скотиной и еще как-то, и говорила, что я думаю, что могу самовольно вытворять что хочу, и что она занимается мной только ради Аркадия Евсеевича" (И1).

В плане содержания, часть советов и табу для беременных, распространяемых врачами, очень старые, традиционные, и, с одной стороны, апеллируют к магическим представлениям, с другой стороны - ищут нового, рационального объяснения. К примеру, запрет смотреть на страшное и предписание смотреть на красивое - очень древний: "Кучу книжек прочитала - каких-то ужасных детективов типа "Кровавая резня" и "Окошко смерти", чем приводила того же самого <врача> Мишу Чирикова просто в ужас. Он говорил, что мне нужно читать прекрасные стихи и смотреть на золотые листья - была осень" (И2). Новое объяснение древнему табу - необходимость для беременной положительных эмоций и нежелательность отрицательных. Однако и старое и новое объяснение подразумевают, что период беременности - "опасное" время, когда женщина не защищена от злых сил (будь то представления о нечистой силе или о дисфункциях организма современной женщины). Мифологема "риска" играет чрезвычайно важную роль в системе современных представлений о беременности и родах. Образы "опасностей", угрожающих матери и ребенку - "синдром Дауна", "заражение крови" (именно так, а не "сепсис" - научный эквивалент), старение и отслойка плаценты, наряду, например, с такими как выкидыш в результате испуга или страдания матери, обвитие пуповиной - давно стали фольклорными, представляют собой мифологемы.[7] Они олицетворяют, с одной стороны, "злые силы", с другой - дикую и опасную природу, противопоставленную культуре (в облике медицины), которая с ней сражается. С одной стороны, материнский дискурс богато их использует, с другой стороны именно такие "яркие", "броские", "насыщенные" образы выбирают врачи для употребления в языке своей педагогики.

 ΛΛΛ     >>>   

Это представление соответствует точке зрения официальной медицины кальций необходим для строения костей
культура Баркова А. Мифологема Сталина

сайт копирайтеров Евгений