Пиши и продавай! |
Пример поверия, основанного уже на новых реалиях и апеллирующего к научному знанию - табу на обильное употребление молочных продуктов: ребенок в утробе может "закостенеть" от избытка кальция. Кальций - важная мифологема в современном материнском дискурсе. Его образ связан с представлением о прочности, твердости костей и роговых образований. Это представление соответствует точке зрения официальной медицины: кальций необходим для строения костей. Однако, будучи используемым в составе поверий, образ выступает как чисто мифологический, элемент наделяется сверхъестественными свойствами. По народно-медицинским представлениям, кальций может накапливаться в организме беременной, полностью проникать через плаценту, действовать с утысячеренной силой и приводить к полному закостенению ("головка не будет складываться при родах" (И37)). Места концентрации кальция и способы его циркуляции в организме тоже заслуживают внимания. Положение теоретической медицины о необходимости кальция для роста волос породило новое "рациональное" объяснение для древнего табу на стрижку волос во время беременности. Объяснение древнему табу - вера в симпатическую магию: части тела человека не должны валяться где попало, иначе они могут быть использованы во вред ему - магические действия с частью могут повлиять на целое. Другое объяснение апеллирует к символике волос в ритуале: стрижка отсылает к обретению человеком нового статуса в социуме, в то время как длинные, неоформленные, нестриженые волосы отсылают к прохождению человеком пограничного состояния, нахождению в сфере "природы", "чужого". Новое объяснение этому поверию - попытка рационализации. Положение о необходимости кальция для роста волос было истолковано так, что все основные запасы кальция в организме концентрируются в волосах. Оттуда они перетекают по организму в нужные места, в том числе, к зародышу - для участия в строении костной ткани. Таким образом, если беременная женщина пострижется, она пресечет приток кальция к ребенку, лишит его необходимого для постройки организма элемента. В приметах, связанных с определением пола, мы встречаемся с "принципом прозрачности", описанным Т. Б. Щепанской: качества ребенка проецируются изнутри матери "наружу" - на ее внешность и поведение.[8] В описанных выше табу мы сталкиваемся с тем же самым принципом "наоборот": все, что происходит "снаружи" матери (красивые и страшные зрелища), либо "внутри" матери, но "снаружи" плода (перераспределение запасов кальция), незамедлительно и с утроенной, мифологизированной силой отражается на ребенке. ЗаключениеМы попытались показать, что картина мира современного человека в целом остается мифологической, и рациональные, "научные" представления лишь искусственно привязываются, вписываются в нее, заменяя старые, магические, либо же часто остаются "подвешенными", ни с чем не связанными, невостребованными. ПРИМЕЧАНИЯ[1] Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. С.-Пб., 1993. С. 11. [2] Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996. С. 242-249. [3] Белоусова Е. А. Современный родильный обряд // Современная городская народная культура (в печати). [4] Отсылки даются на шифр интервью в архиве автора. Полевые работы велись в Петербурге (1994-1995 гг.), в Москве (1995-1997 гг.) и среди русского населения Эстонии в городах Таллинне и Тарту (1997 г.). [5] Щепанская Т. Б. Сокровенное материнство // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996. С. 399. [6] Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. М., 1997. [7] Синдром Дауна - ср. именование человека с любыми умственными отклонениями и даже просто глупого "Дауном" - "Ну ты Даун!"; [8] Щепанская Т. Б. Сокровенное материнство. С. 398. |
|
|
|